14 главных героев «Мастера и Маргариты» с характеристиками
Все герои романа “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова важны для целостного восприятия произведения, а персонажи, именами которых и назван роман, вообще появились в сюжете лишь спустя 10 лет работы над книгой. При этом анализ произведения и характеристика героев осложняются тем, что здесь присутствует “роман в романе” – книга, которую пишет сам Мастер.
Главные герои “Мастера и Маргариты”
Воланд
Князь Тьмы, имя которого позаимствовано из “Фауста” Иоганна Гёте. Он является полной противоположностью Иешуа Га-Ноцри, хотя они даже не пересекаются в одной сюжетной линии. Главные герои “Мастера и Маргарита” называют Воланда Сатаной, но он отличается от своего прообраза в христианстве. Воланд честен и справедлив, ему свойственны проявления благородства и милосердия. Большинство литературоведов сходится во мнении, что в созданном Булгаковым мире Воланд олицетворяет собой не зло, а справедливость и возмездие. Он действительно творит то, что можно назвать злом, но все эти поступки являются лишь наказанием за аморальность. Таким образом, Воланд несёт людям справедливость и является олицетворением нравственного закона.
Азазелло
Имя Азазелло, одного из главных героев “Мастера и Маргариты”, основано на имени Азазеля, библейского падшего ангела. Азазелло – демон и убийца, в свите Воланда он выполняет “грязную работу”, то есть занимается насилием. Выглядит неприятно, как неопрятный разбойник, но истинный облик его совсем другой, более гармоничный. Что интересно, Азазель, его прообраз, по преданию был изобретателем холодного оружия и знаменосцем армии Ада, но в романе “Мастер и Маргарита” привычных рая и ада нет, а о богах персонажи говорят во множественном числе. Этим созданный Михаилом Булгаковым мир отличается от существующей в реальном мире христианской мифологии.
Коровьев (он же Фагот)
Ещё один демон. Фагот – его настоящее имя, но в Москве он известен под фамилией Коровьев. Многолик, представляется разными именами разным людям. Любит глумиться и устраивать шутки. Воланд упоминает, что Коровьев был обречён стать шутом навечно из-за неудачного каламбура о Свете и Тьме, им сочинённого.
Кот Бегемот
Крупный кот, перемещающийся на задних лапах, подобно человеку, а заодно любимый шут Воланда. Состоит при Коровьеве, являясь его пажом, то есть помощником. В целом про этого необычного героя “Мастера и Маргариты” можно сказать, что он является скорее печальным персонажем, обречённым на вечные скитания со своим хозяином. Имя Бегемота, вероятно, является отсылкой к одноимённому демону чревоугодия – на Булгакова произвело неприятное впечатление жадность людей, сметавших деликатесы в валютном магазине, куда он и сам иногда заходил, когда получал валюту за зарубежную постановку своих пьес. Что интересно, кот Бегемот в прямом смысле слова является оборотнем, и он может принимать образ человек, представая в виде низкорослого толстяка с лицом, напоминающим кошачье.
Гелла
Служанка Воланда, молодая и привлекательная женщина. Её имя – отсылка к древнегреческой мифологии, согласно которой геллами называли молодыхженщин, умерших насильственной смертью и после этого переродившихся в вампиров. У Михаила Булгакова Гелла – именно вампирша, а шрам на её шее свидетельствует о том, что она тоже умерла не своей смертью. На протяжении всего романа Гелла появляется несколько раз, а в финальных эпизодах её нет вовсе. Вдова Булгакова утверждала, что это потому, что писатель про неё просто забыл. К тому же “Мастер и Маргарита” – роман незавершённый, он был собран по крупицам из отдельных листов рукописи уже после смерти автора.
Мастер
Писатель, выигравший в лотерею много денег – 100 тысяч рублей. Этот выигрыш дал ему возможность сосредоточиться на романе о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Но попытка публикации романа вызвала шквал негатива со стороны критиков, так что Мастер в отчаянии сжёг рукопись, после чего сошёл с ума и оказался в клинике для душевнобольных, где, согласно официальной версии, и остался навсегда. Но его роман заинтересовал Воланда, который своей силой вернул сожжённые рукописи, а самому Мастеру вместе с Маргаритой предоставил “место вечного покоя и уединения”. Прототипом этого героя ““Мастера и Маргариты” послужили, по мнению некоторых литературоведов, либо Максим Горький, либо Николай Гоголь. Впрочем, другие исследователи утверждают, что Мастер – это воплощение самого Михаила Булгакова.
Маргарита
Второй трагический герой романа “Мастер и Маргарита”. Состоит в браке с известным и обеспеченным военным, которого, однако, не любит, пусть и уважает. Прототипом Маргариты, скорее всего, послужила третья жена Михаила Булгакова. По ходу романа Маргарита влюбляется в Мастера и вместе с ним удаляется в “место вечного покоя и уединения”, предоставленное Воландом.
Иван Бездомный
Молодой поэт, из-за Первой Мировой войны и революции не получивший практически никакого образования. Представляет собой типичный продукт советской эпохи, неотёсанный и необразованный. Не разбирается ни в истории, ни в литературе, ни в чём бы то ни было ещё. По заказу Михаила Берлиоза пишет антирелигиозную поэму об Иисусе Христе, но после того, как становится свидетелем гибели Берлиоза, попадает в психиатрическую лечебницу. Позднее, спустя 7 лет, становится профессором-историком. По задумке Булгакова, это дискредитирует советское общество, в котором преданный партии человек, бездарный и необразованный поэт, за такой короткий срок может стать профессором лишь потому, что он признан “политически благонадёжным”.
Михаил Берлиоз
Неглупый и начитанный человек. Чересчур горделив, является убеждённым атеистом, чем безмерно гордится. Услышав предсказание о собственной смерти, почти сразу погибает, доказывая тем самым правоту Воланда, который точно составил его гороскоп. Михаил Берлиоз – однофамилец известного композитора Гектора Берлиоза, с которым его часто путают по ходу романа. Что интересно, другой герой “Мастера и Маргариты”, Стравинский, также является однофамильцем композитора Стравинского. А отрезанная голова Берлиоза, из которой позднее пьёт вино Воланд, является отсылкой к роману Александра Беляева “Голова профессора Доуэля”. Согласно одной из версий, прототипом Берлиоза послужил советский поэт Демьян Бедный, согласно другой – литературный критик Леопольд Авербах.
Театр Варьете
Римский, Лиходеев, Ласточкин, Варенуха, Соков – персонажи, выведенные в сатирическом ключе, порой даже гротескном. Все они в той или иной степени являются не то чтобы отрицательными героями “Мастера и Маргариты”, но уж точно не положительными. Лиходеев некомпетентен и безответственен, Варенуха глуп, все остальные сотрудники театра Варьете тоже олицетворяют собой разнообразные пороки.
Главные герои романа, который пишет Мастер
Наличие романа в романе – одна из ключевых особенностей “Мастера и Маргариты”. Согласно сюжету, Мастер сам пишет собственную книгу, основанную на библейском сюжете. И пусть в сюжетной линии с Воландом её персонажи не присутствуют лично, их присутствие в ней всё равно чувствуется.
Понтий Пилат
Этот герой “Мастера и Маргариты” основан на реально существовавшем человека, римском префекте Иудеи. Но, в отличие от реального Понтия Пилата, который не помнил ни Иисуса, ни его казни, его литературный образ терзается содеянным. В память Понтию Пилату глубоко врезаются слова Иешуа Га-Ноцри о том, что главный человеческий порок – это трусость. Эти его слова отражают мнение самого Михаила Булгакова, который неоднократно говорил то же самое.
Иешуа Га-Ноцри
Персонаж основан на образе Иисуса Христа, но имеет с ним лишь поверхностное сходство. Его можно назвать одним из главных героев “Мастера и Маргариты”, хотя сам он собственной персоной появляется лишь в одной главе романа, так как его влияние и незримое присутствие чувствуется во всём произведении. Иешуа – противоположность Воланда, он олицетворяет собой Свет. Судя по всему, Иешуа – мессия, который сам не осознаёт своей роли и своего значения. Он умеет исцелять людей, читать мысли других людей и предвидеть будущее. Иешуа Га-Ноцри искренне верит в то, что на свете нет дурных людей, только добрые. Он находит оправдания даже действительно плохим людям, например, Марку Крысобою, утверждая, что он озлобился после того, как его изуродовали “добрые люди”.
Левий Матфей
Сборщик податей, который, убеждённый речами Иешуа Га-Ноцри становится его учеником и последователем. Согласно одной из версий, этот второстепенный герой “Мастера и Маргариты” связан с Иваном Бездомным, который в каком-то смысле является единственным учеником Мастера, с которым он познакомился в психиатрической лечебнице. После смерти Иешуа Левий Матфей пребывает в состоянии яростного бессилия и корит себя за то, что отпустил учителя в город одного. Позднее именно он фактически объединяет две сюжетные линии романа, когда приходит к Воланду и просит его заступничества за Мастера и Маргариту. При этом Левий Матфей не скрывает своей неприязни по отношению к князю Тьмы, называя его духом зла.
Иуда Искариот
Предатель, который пригласил к себе Иешуа и спровоцировал его на опасные речи, которые и послужили причиной для его ареста с последующей казнью. Иуда предал Иешуа за плату в тридцать серебряных монет. Приятная внешность “без единой злодейской черты” сочетается в нём с гнилой душой. По приказу Понтия Пилата Иуда, к тому моменту уже получивший плату за своё предательство, был убит Афранием, главой тайной службы. Прототипом этого героя “Мастера и Маргариты” послужил Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, который, согласно библии, предал его за тридцать сребреников. Его роль в романе громко говорит о том, что преступление страшнее трусости это всё-таки есть – это предательство.