12 главных героев пьесы «Вишнёвый сад» Чехова с характеристиками

Герои пьесы "Вишнёвый сад"
«Вишнёвый сад» неоднократно экранизировался, и эта пьеса популярна в театрах

Противопоставление главных героев пьесы «Вишнёвый сад» Чехова глубже, чем кажется. Их характеристика не лежит на поверхности, и эти персонажи намного сложнее, чем по ним можно было бы предположить. Главный смысл «Вишнёвого сада» – не личная драма, а конфликт мечтателей и практичных материалистов. Судить об участниках этого конфликта предлагается самим читателям.

Главные герои пьесы «Вишнёвый сад»

Читайте также: Краткое содержание пьесы «Вишнёвый сад» Чехова.

Любовь Андреевна Раневская

Любовь Раневская (Вишнёвый сад)
Любовь Раневская, главная героиня пьесы «Вишнёвый сад»

Легкомысленная и эмоциональная дама. Её детство прошло в том самом имении с вишнёвым садом, и она очень к нему привязана. Любовь Андреевна легко сорит деньгами, и она спустила всё, что у неё было, во время жизни за границей, вернувшись практически разорённой. Своим привычкам она не изменяет несмотря на то, что её имение вот-вот придётся продать, а после его окончательной продажи уезжает обратно в Париж. Такая характеристика главной героини пьесы «Вишнёвый сад» выглядит довольно нелицеприятно, но Любовь Андреевна – просто мечтатель. Она не способна мыслить практически, и, по задумке Чехова, она олицетворяет собой романтику уходящего века, нежизнеспособную в новом мире, который так быстро меняется.

Ермолай Алексеевич Лопахин

Лопахин
Ермолай Лопахин, второй главный герой «Вишнёвого сада»

Прямая противоположность Любови Андреевны, второй главный герой пьесы «Вишнёвый сад». Лопахин купец, человек прагматичный, и он олицетворяет собой материализм и прагматизм нового мира, в котором нет места романтике и мечтам. Эмоциональная привязанность Раневской к имению и саду для него ничего не значит, и он предлагает ей продать его, чтобы поделить территорию на участки и сдавать их в аренду дачникам. Для этого, конечно, придётся вырубить сад, но кому какое до этого дело, если речь идёт о деньгах? Когда Лопахин всё-таки добивается своего, он открыто демонстрирует своё довольство совершённой сделкой, и даже просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое. При этом он игнорирует печаль Раневских и Гаева. Ему больше нет до них дела, так как он добился своего. Его победа символизирует победу материализма над мечтами.


Второстепенные герои пьесы «Вишнёвый сад»

Леонид Андреевич Гаев

Гаев (Вишнёвый сад)
Леонид Андреевич Гаев

Брат Любови Андреевны Раневской. Очень любит свою сестру, к тому же и сам является в чём-то сентиментальным человеком. Понимая, что продажа имения разобьёт ей сердце, он пытается придумывать разные нереалистичные планы по его сохранению, чтобы поднять ей настроение, и искренне переживает за Раневскую. Правда, все его благие начинания ограничиваются в основном речами – Гаев гораздо на слова, но на деле он ничего не предпринимает. В конце концов Гаев ломается и продаёт имение именно Лопахину.

Пётр Сергеевич Трофимов

Трофимов (Вишнёвый сад)
Пётр Трофимов – один из важнейших второстепенных героев «Вишнёвого сада»

Студент и учитель, который, являясь лишь второстепенным героем пьесы «Вишнёвый сад», на деле играет в ней очень важную роль. Именно он своими рассуждениями о счастье, о человеке, о будущем России и обо всём остальном обнажает этот конфликт старого и нового, мечтаний и материализма, уходящего и нового поколений. Мечтатель Трофимов спорит с Лопахиным, пытаясь убедить его в своей точке зрения, но у него не получается достучаться до прагматичного купца. Отчасти, вероятно, потому, что Трофимов в своих речах противоречит сам себе. Он именно мечтатель, и в своей философии он опирается скорее на чувства, чем на какие-то конкретные мысли. Именно в этих его философских рассуждениях и раскрывается глубина этого персонажа.

Аня

Аня (Вишнёвый сад)
Аня

Молодая 17-летняя девушка, дочь Любови Андреевны Раневской. Милая и романтичная, во всём поддерживает мать. Но на её примере Чехов показывает грядущие перемены в обществе и мире, показывая, как в мечтательной и романтичной юной девушке зарождаются новые прогрессивные идеи, присущие именно новому миру, тому самому, к которому принадлежит Лопахин.

Варя

Варя (Вишнёвый сад)
Варя

Приёмная дочь Раневской, ведёт хозяйство в имении. Простая и приземлённая девушка, без глубокого и сложного характера, присущего Ане. Она хороший человек, но действительно очень приземлённый, и в силу своей простоты она скорее разделяет взгляды Лопахина. Кроме того, она влюблена в него, но из-за врождённой скромности не решается ему в этом признаться.

Семён Пантелеевич Епиходов

Епиходов (Вишнёвый сад)
Епиходов

Неловкий и неуклюжий персонаж, у которого постоянно что-то не ладится. С ним вечно происходят разные злоключения, и лучшие слова, которыми можно описать Епиходова – человек, обиженный судьбой. Этот второстепенный герой «Вишнёвого сада» считает себя образованным человеком, но на деле это не так. Он регулярно пытается выдавать умные мысли, но при этом Епиходов не способен даже их корректно и понятно сформулировать.

Дуняша

Дуняша (Вишнёвый сад)
Дуняша

Служанка Раневской, обыкновенная крестьянка. Дуняша – человек недалёкий и примитивный, к тому же она отличается чрезвычайно раздутым самомнением. Она пытается вести себя, как дворянка, и одеваться таким же образом, но эти её попытки выглядят жалко. Впрочем, сама она так не считает, хотя все окружающие, вероятно, замечают несоответствие того, кем она является, и того, кем она себя считает.

Яша

Яша (Вишнёвый сад)
Яша

Слуга, который долгое время жил за границей, и эта жизнь развратила его. Из-за того, что ему довелось жить в Париже, Яша преисполнился презрения к русскому народу, и он искренне считает его ограниченным и глупым. О себе он гораздо более высокого мнения, Яша считает себя умной и просвещённой личностью. Россия не вызывает у него ничего, кроме презрения, хотя сам Яша – человек, пустой, безнравственный и, можно сказать, даже ничтожный. В нём нет ничего хорошего, ничего глубокого – одна лишь пустая оболочка без сердца и души. Из всех отрицательных героев пьесы «Вишнёвый сад» именно Яша кажется самым неприятным. Тот же Лопахин хотя бы отстаивает свою точку зрения, неприятную многим, но имеющую право на существование, а Яша просто олицетворяет собой собрание всевозможных пороков.

Фирс

Фирс
Фирс

Старый верный слуга, который всю жизнь провёл с семьёй Раневских. Некогда он был крепостным, а после отмены крепостного права остался с семейством, о членах которого он заботится с большой нежностью, как о собственных детях. Он постоянно переживает о них, например, о том, не забыли ли они тёплые вещи, без которых они могут простудиться. Фирс является олицетворением тепла семейного очага, и даже тогда, когда он умирает, последние его мысли – о Раневских, заботе о которых была посвящена вся его жизнь. В сердце простого по сути своей Фирса есть место лишь для доброты, и он не меняет своего мнения даже тогда, когда после продажи имения Раневские и Гаев бросают его на произвол судьбы, уезжая навстречу мечтам Любови Андреевны. Их отъезд сопровождается стуком топоров, вырубающих вишни в саду, и эти звуки доносятся до оставшегося в одиночестве Фирса. Из всех героев пьесы «Вишнёвый сад» именно Фирс вызывает наибольшее сочувствие, и он единственной, чья характеристика безупречна.

Борис Борисович Симеонов – Пищик

Симеонов-Пищик (Вишнёвый сад)
Симеонов-Пищик

Разорившийся дворянин, каких в эпоху Чехова было много. Оставшийся без денег, он постоянно кому-то должен, и, раздав одни долги, он тут же влезает в другие. Жизнь сломала его, он унижается и стремится всем угодить, лишь бы получить от окружающих хоть какую-то помощь. Возможно, этот герой «Вишнёвого сада» олицетворяет закат дворянства, свидетелем которого отчасти был Чехов.

Шарлотта Ивановна

Шарлотта Ивановна (Вишнёвый сад)
Шарлотта Ивановна

Гувернантка Любови Андреевны, женщина глубоко одинокая, хоть и живёт в окружении семьи Раневских. Ни возраст её, ни происхождение в пьесе не раскрываются, хотя она упоминает о том, что выросла в церковной семье. Также Шарлотта Ивановна умеет показывать различные фокусы для развлечения гостей, в частности, ей по силам чревовещание.

Главная мысль пьесы «Вишнёвый сад»

На первый взгляд это произведение кажется закономерным – легкомысленная и не умеющая думать о завтрашнем дне Любовь Андреевна закономерно лишается имения, с которым у неё такая прочная эмоциональная связь. Но глубинный смысл пьесы совсем другой, и главная мысль «Вишнёвого сада» – это размышления о судьбе России, об изменениях, которые несёт с собой смена поколений. Эпоха мечтателей-аристократов уходит в прошлое, её сменяют новые люди, предприимчивые и прагматичные дельцы, которые сметают всё на своём пути, лишь бы добраться до цели. При этом писатель оставляет за читателями право самостоятельно решить, что всё это означает, и насколько уходящая эпоха, дорогая лично Чехову, достойна того, чтобы её оплакивать.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 5 / 5. Количество оценок: 13

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: