Жанр хождения в древнерусской литературе кратко. Общая характеристика, примеры, определение.
Исторический жанр хождения в древнерусской литературе очень интересен по своей общей характеристике. Начав развиваться в качестве описаний путешествий паломников к святым местам, позднее хождения (также «хождение» или «хожения») стали создаваться и в отрыве от церковно-религиозной тематики.
Что такое хождения
Этот жанр древнерусской литературы зародился благодаря паломникам, посещавшим святые для христиан места, в частности, в Константинополе и Палестине. Фактически хождения представляют собой путевые записки и записи впечатлений от посещения тех или иных иностранных земель, но не только, в них сочетаются элементы личного мировоззрения авторов: нравственные, художественные, политические и так далее. Проще говоря, произведения в этом жанре имеют субъективную эмоциональную и личную оценку того, кто их писал.
Особенностью «хождений» является их историческая достоверность. В целом произведения в этом жанре описывают события и места достаточно точно и иногда весьма подробно, хотя в религиозных текстах могут встречаться описания различных чудес. Авторы многих средневековых «хождений» проявляют образованность и осведомлённость о событиях в современном им мире, что делает эти произведения ценным источником исторической информации. Так, Антоний Новгородский описал Царьград (Константинополь, столица Византийской империи) таким, каким он был незадолго до разграбления его крестоносцами в ходе одного из крестовых походов на восток. Другие авторы, Стефан Новгородец и Зосима, описали конную статую императора Юстиниана в Константинополе до того, как она была уничтожена.
Суть и смысл «Героя нашего времени». Главная мысль.
6 главных героев повести «Олеся» Куприна с характеристиками
Общая характеристика жанра хождения в древнерусской литературе
Несмотря на то, что хождения появились в качестве описаний путешествий к святым местам, постепенно этот жанр древнерусской литературы частично утратил свою религиозную составляющую. Примерно к XV веку нём стали появляться светские произведения, написанные по тому же принципу, но в них описывались путешествия с иными целями, а не ради поклонения христианским святыням. Наиболее известным «хождением» является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который в 1468-1474 годах совершил длительное путешествие в Индию, не поленившись при этом оставить множество путевых записок. Для русской литературы это сочинение стало первым, описывающим торговое путешествие, а не религиозное.
Примеры «хождений» в древнерусской литературе
- Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли. Самый древний текст в этом жанре, посвящённый паломничеству этого самого игумена в Святую Землю.
- Хожение Авраамия Суздальского.
- Хожение священноинока Варсанофия ко святому граду Иерусалиму.
- Хожение Антония Новгородского в Царьград.
- Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград.
- Хожение на Флорентийский собор Неизвестного Суздальца (автор неизвестен).
- Хожение купца Федота Котова в Персию.
- Хожение за три моря Афанасия Никитина.
- Хожение Александра в Царьград.