Жан Кальвин. Основные идеи и положения учения.

Жан Кальвин
Жан Кальвин

Идеи Жана Кальвина продолжили Реформацию, шагающую по Европе после того, как примерно пятнадцатью годами ранее Мартин Лютер вызвал раскол в католической Церкви, фактически создав протестантизм, новое направление в христианстве. Протестантизм позднее тоже разделился на несколько направлений поменьше, самыми известными из которых стали лютеранство и кальвинизм, названные по именам Лютера и Кальвина соответственно. Интересно, что своё учение Жан Кальвин создал не сразу – поначалу он какое-то время был сторонником умеренных реформ в католической церкви, оставаясь при этом католиком и не выступая против власти Папы Римского. Однако, когда отношения между католиками и протестантами обострились, последних начали преследовать, один из друзей Кальвина, протестант, был сожжён на костре, а самого его объявили в розыск. Вероятно, под воздействием всех этих событий и состоялось его обращение в новую веру. Современники описывали Кальвина, как очень деятельного и нервного человека, порой даже вспыльчивого и несдержанного. Однако, была у него ещё одна важная черта – его абсолютно не интересовало богатство, и даже Папа Римский Пий IV признавал, что деньги не имеют над Кальвином власти, в чём и заключается его сила. Рождённый во Франции, он также несколько лет занимался делами Реформации в другой стране – в Швейцарии, в Женеве, куда его пригласили специально с этой целью. С момента обращения в протестантизм Кальвин посвятил остаток своей жизни продвижению идей Реформации в странах Европы. Умер он небогатым человеком, оставив после себя лишь небольшую сумму денег и маленькую личную библиотеку.


Основные идеи Жана Кальвина

Идеи Жана Кальвина
Основные идеи учения Жана Кальвина кратко

Суть учения Жана Кальвина состоит из нескольких идей, представляющих собой основу его богословия, а основным положением является идея о полном и безграничном суверенитете Бога в вопросах спасения человеческой души. Иными словами, учение Жана Кальвина отрицает сложившиеся в то время в католической Церкви практики отпущения грехов, утверждая, что духовенство никак не может повлиять на спасение души. При этом сам Кальвин был убеждён, что спасение человека возможно только верой в Иисусу Христа – это важный момент, так как он утверждал, что вера в Бога не оправдывает сама себя, и что оправдывает именно вера в заслуги Иисуса Христа. При этом некоторые идеи учения Кальвина довольно странны – так, он считал, что никакими делами повлиять на спасение души нельзя, потому что даже самые добрые дела испорчены грехом в той или иной степени, а потому заслуживают скорее наказания, нежели похвалы. В этом учение Жана Кальвина схоже с учением ветхозаветных пророков – этот реформатор в каком-то смысле стремился восстановить христианство в том виде, в каком оно пребывало на заре своего существования, много столетий назад. Также важным положением учения Кальвина является его вера в предопределение: он полагал, что все человеческие судьбы предопределены свыше, и никто не может ни узнать свою судьбу, ни повлиять на неё каким-либо образом. Следуя этой идее, можно сказать, что все люди по сути своей отягощены грехом Адама, но кто-то из них предопределён к спасению, а кто-то – к осуждению. Также Жан Кальвин выступал против главенства Папы Римского, заявляя, что единственный истинный глава христианского мира и Церкви – Иисус Христос, а не какой-то человек, кем бы он ни был.

Три положения, которые отражают взгляды Жана Кальвина

Жан Кальвин и Мартин Лютер
Сравнение учений Жана Кальвина и Мартина Лютера
  • Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием. Стоит отметить, что даже тогда, когда Кальвин осознал необходимость перемен в католической Церкви, он далеко не сразу начал выступать против Рима и Ватикана. Поначалу он довольно долгое время придерживался мнения о том, что реформы Церкви необходимы, но лишь ограниченные и умеренные. Однако, всё больше и больше набирающее обороты преследование протестантов привело к тому, что он сам обратился в протестантство и начал свои проповеди, направленные против власти Папы Римского.
  • В мире властвует абсолютное божественное предопределение, никто из верующих его не может знать. В отличие от некоторых других богословов, Жан Кальвин твёрдо придерживался идеи предопределения. Он считал, что человеку не дано понять замыслы Бога. Отчасти на этом базировались его выпады против Ватикана – как и Мартин Лютер, он выступал против того, чтобы церковное сословие было посредником между людьми и Богом.
  • Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, он уже обречен или на вечное проклятие, или на спасение. Иными словами, Жан Кальвин верил в судьбу, полагая, что у каждого человека судьба изначально предопределена Богом, и никто не в силах её изменить. Вот прямая его цитата: «Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создаёт всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию».

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.6 / 5. Количество оценок: 24

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: