Западники и славянофилы: таблица, сравнение, критика
Различия между западниками и славянофилами начали формироваться в XIX веке среди российской интеллигенции. Произошло это, когда дворянское общество разделилось на две группы с во многом противоположными взглядами на развитие России, её дальнейший путь, роль в мире и многое другое. Спор западников и славянофилов начался в 30-50-х годах позапрошлого века, и у обеих точек зрения хватало авторитетных сторонников. Основным камнем преткновения между ними были разногласия о том, каким путём должна пойти Россия, своим собственным или же тем, которым шли страны Европы. Несколько особняком стояли почвенники, которые подчёркнуто сохраняли нейтралитет и признавали сильные стороны обеих сторон.
Сравнительная таблица западников и славянофилов
Славянофилы | Западники | |
---|---|---|
Годы формирования | 40-50-е годы XIX века. | 30-50-е годы XIX века. |
В каких слоях общества пользовались поддержкой | Мелкие и средние помещики, отдельные представители купечества и разночинцы. | Знатное дворянство, в основном крупные помещики, богатые купцы, разночинцы. |
Наиболее яркие представители | А. С. Хомяков, Ф. Тютчев, В. Даль, Н. Страхов, Н. Данилевский, Ф. Достоевский, И. Аксаков, К. Аксаков. | П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, В. С. Соловьёв, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, В. С. Печерин, И. А. Гагарин, Н. П. Огарев. |
Позиции славянофилов и западников во многом пересекались, и какой-либо компромисс по ряду вопросов найти они не могли. Отчасти примиряли их почвенники, или умеренные славянофилы, к которым обычно относят, в числе прочих, и вышеупомянутого Фёдора Достоевского.
Различия во взглядах западников и славянофилов
Славянофилы | Западники | |
---|---|---|
Предпочтительный путь развития России | Свой особый путь с опорой на традиции православия, самодержавия и патриотизма. | Использование опыта стран Европы, либеральный западный путь развития. |
Отношение к Петру I и его реформам | Негативное. Славянофилы утверждали, что петровские реформы толкнули Россию на чуждый ей путь. | Положительное. Западники видели в нём великого реформатора и преобразователя, прорубившего «окно в Европу». |
Отношение к крепостному праву | Отмена крепостной зависимости при условии сохранения традиционного уклада жизни и крестьянских общин. | Отмена крепостной зависимости , стимулирование промышленности и развитие сферы работы по найму. |
Отношение к роли религии в жизни государства | Православие – один из столпов, на которых покоится благополучие страны. Россия должна выполнить свою святую миссию в мире. | Роль религии в управлении государством необходимо ограничить. |
Отношение к самодержавию | Положительное. Славянофилы видели в самодержавии одно из необходимых условий процветания России. | Негативное. Западники выступали за введение конституции и ограничение власти монархии. |
Предпочтительный путь преобразований. | Мирный. Реформы должны исходить от верховной власти. Но ряд радикальных представителей ратовал и за резкие революционные перемены. | Мирный. Революции недопустимы. |
Предпочтительный путь развития экономики. | Свой уникальный путь, но с допустимым использованием технологических достижений западных стран, таких, как железные дороги и фабрики | Использование опыта и технологических достижений западных стран для стремительного развития экономики. Без ограничений. |
Критика западников и славянофилов
Даже беглое сравнение взглядов славянофилов и западников даёт чёткое понятие об их позициях. Первые были консерваторами, выступавшими против либеральных и идей и некоторых технологических новшеств, которые могли пошатнуть сложившиеся устои. Вторые же считали, что Россия отстаёт от Европы по множеству параметров – экономика, развитие общества, промышленность, и считали, что необходимо как можно быстрее навёрстывать это отставание, чтобы не оказаться в аутсайдерах.
Однако, сильные и слабые стороны были у обеих сторон. Копирование западного уклада жизни не могло прижиться в России, все эти либеральные идеи нуждались, как минимум, в некоторой адаптации, к тому же сам факт слепого копирования априори лишён творческого начала. А позиция славянофилов в некоторой перспективе вела к неизбежному отставанию и увеличению разрыва в развитии между Россией и странами Запада. Как показало время, Российская империя в конце концов всё-таки выбрала западный путь развития. А спор между славянофилами и западниками к концу XIX начал стихать сам собой из-за сближения представителей обоих этих философско-общественных течений.