Культура Нового времени. Краткое самое главное.
Интереснейшая и разнообразная культура Нового времени разделяется на несколько этапов со своими характерными чертами и признаками. Это следствие того, что этот период истории охватывает очень большой временной промежуток, с конца Средних веков и эпохи Возрождения до окончания Первой мировой войны в 1918 году. В рамках образовательной программы культура Нового времени изучается на занятиях культурологией.
Точные хронологические рамки Нового времени не определены. Одни исследователи отсчитывают их от начала Великих географических открытий (1492), другие – от падения Константинополя в 1453 году, третьи – от начала Реформации в Европе в 1517, четвёртые – от Английской революции 17 века в 1640 году. Однако, в любом случае культуру Нового времени принято разделять на два основных периода:
- Эпоха Просвещения
- Культура 19 века
Большинство историков сходится во мнении, что эпоха Просвещения началась на рубеже 17-18 веков, начавшись под влиянием научной революции 17 столетия, а закончилась в конце 18 века, после смерти основных великих просветителей Европы и начала Наполеоновских войн. На смену ей пришёл период развития промышленности и индустриализации, и облик мира начал быстро меняться.
Основные направления культуры Нового времени
Эпоха Просвещения (XVIII век)
Главной особенностью эпохи Просвещения стало распространение идей равенства. Гуманизм и антропоцентризм (идеи о ценности человека, как личности, его прав и свобод) зародились ещё раньше, в эпоху Возрождения, но в эпоху Просвещения они особенно широко распространились по обществу. Толчком к Просвещению послужил отказ общества от укоренившегося феодального образа жизни и переход к демократическому строю, капитализму и свободным рыночным отношениям. Основной целью мыслителей этой эпохи было распространение образования среди всего народа, а не отдельных социальных слоёв. Благодаря этому и стал возможен столь быстрый прогресс в различных науках и областях промышленности.
Период эпохи Просвещения оказал огромное влияние на культуру Нового времени и ознаменовался тремя революциями:
- Промышленная революция в Англии
- Философско-эстетическая революция в Германии
- Великая французская революция
Важнейшей особенностью этого периода является то, что сознание и мышление людей изменилось. Осознание и принятие того, что все люди равны независимо от их происхождения, богатства и социального статуса, породило нового человека – предприимчивого, образованного и трудолюбивого.
Культура XIX века
Особенностью 19 века стали глобальные политические, социальные и экономические изменения в обществе, которые затронули многие страны Европы. Состоялось множество бунтов, революций и народных выступлений, которые были вызваны тем, что народ под воздействием идей Просвещения пытался бороться с неравноправием и несправедливостью. Некоторые из этих событий были весьма кровавыми, но они были вызваны именно изменением общественного самосознания, у которого была как положительная, так и отрицательная стороны.
Большое влияние на развитие культуры Нового времени в 19 веке оказал и научно-технический прогресс. Промышленная революция, множество новых изобретений – всё это подстегнуло развитие экономики и промышленности, запустило на полную мощность процесс индустриализации, привело к увеличению темпов урбанизации, создало предпосылки для зарождения индустриального общества. Старые сословия начали отмирать, уступая место социальным классам, а богатство стало значить больше, чем знатность происхождения.
Характерные черты, особенности и основные признаки
- Антропоцентризм. Личность человека, его саморазвитие и духовность – всё это становится центром внимания. Равноправие привело к тому, что все люди получили равные права: право на жизнь, творчество, работу, богатство, свободу. В теории, по крайней мере.
- Развитие предпринимательства. Оно сформировало новый социальный класс – буржуазию, и поспособствовало развитию духа практицизма и деловитости.
- Изменение общественного сознания. Оно стало всё чаще устремляться к развитию технического прогресса, применению научных открытий в практических целях и изменение повседневной жизни в лучшую сторону.
- Противостояние государства и религии. Церковь постепенно утрачивала своё влияние, а общественное сознание уже руководствовалось разумом, а не религиозными догматами. Однако, государству, как общественному институту, всё-таки не удалось подчинить себе Церковь и религию окончательно – они сохранили часть своего былого влияния, пусть и небольшую.