Культура стран Арабского халифата

Богатая культура стран Арабского халифата формировалась сразу множеством народов, покорённых арабами в ходе их завоевательных походов. Именно поэтому она столь разнообразна, к тому же она впитала в себя множество лучших достижений эллинской, византийской, римской и персидской культур.
Особенности арабской культуры
Основной характерной чертой культуры стран халифата можно назвать то, что у них было несколько объединяющих факторов – общий язык и общая религия. Объединение арабских племён в единое государство на Аравийском полуострове началось именно после появления ислама, который сыграл в этом ключевую роль. Когда арабам удалось завоевать изрядную часть Юго-Западной Азии, Северную Африку и даже часть Европы, именно ислам был тем стержнем, который объединял столь разных в остальном граждан огромного Арабского халифата.

Важной особенностью арабской культуры эпохи халифата является то, что арабы покорили множество разных народов, сильно отличающихся друг от друга в культурном плане. Страна, сотканная из завоёванных земель, как их лоскутов, быстро развалилась бы на части, если бы арабский язык не выступал внешним фактором её объединения, а ислам – внутренним. Впрочем, государство от распада это всё равно не спасло, и постепенно страны Арабского халифата начали объявлять о своей независимости, хотя халифат просуществовал до окончательного завоевания его монголами в XIII веке.
Таблица «Культура стран Арабского халифата»
Область культуры | Достижения |
---|---|
Математика | Создание арабских цифр, которыми сейчас пользуется весь мир. |
География | Путешествия арабов, их торговые экспедиции и завоевания значительно расширили границы известного мира и сделали огромный вклад в географию. Арабские учёные, путешественники и купцы оставили интересные описания путешествий в Египет, Иран, Индию, Цейлон, Индонезию, Китай и страны Западной и Восточной Европы, в которых, в частности, ценные сведения о жизни и быте восточных славян. |
Литература | Развиваться арабская литература начала ещё в доисламский период, но затем претерпела значительные изменения. Постепенно произошёл переход от прозы к поэзии, которая стала основным литературным направлением. |
Образование | Создание первого университета в Багдаде. Появление и распространение школ, в которых преподавали как ислам, так и науки. |
Медицина | Арабские учёные (в особенности Авиценна) сделали огромный вклад в развитие медицины в самых разных областях, от хирургии и анатомии до лечения различных заболеваний. |
Культура стран Халифата
На раннем этапе своего развития арабская культура многое заимствовала из культур эллинов (древних греков), сасанидов (персов / иранцев), византийцев и римлян. Благодаря этому она быстро обогатилась и вышла на новый уровень развития, в чём, кстати, человечеству очень повезло – во времена расцвета Арабского халифата в Европе шло Раннее Средневековье, или тёмные века. Науки в Европе тогда были забыты, и лишь страны халифата остались очагом науки и культуры. Фактически они, впитав достижения античных цивилизаций и усовершенствовав их, позднее передали их обратно европейцам, выступив тем самым в качестве моста между культурами прошлого и будущего.

Исторической заслугой арабов является то, что они, переняв достижения науки античного времени, развили её дальше и передали народам Запада, став, таким образом, будто мостом между античностью и современной цивилизацией. Произведения Евклида, Архимеда и Птолемея стали известны Западной Европе благодаря арабам. В области точных наук достижения арабских ученых тоже были огромны. Арабская система счета, корни которой уходят в Древнюю Индию, была воспринята и распространена в Европе – именно ей мы пользуемся и по сей день.
Королевская власть и Реформация в Англии
Гражданская война в Испании 1936-1939 кратко. Причины, события, итоги, участники.
В Арабский халифат входило множество стран с древней культурой: Египет, Сирия, Месопотамия, Средняя Азия. Сначала по развитию культуры арабы стояли намного ниже большинства покорённых народов; грамотных людей среди арабов в 6-7 веках было мало. Невежественные завоеватели уничтожали памятники культуры: захватив Александрию с её знаменитой библиотекой, халиф заявил: «Если в книгах сказано не то, что написано в Коране, их следует уничтожить, а если сказано то же самое – то они не нужны».

Однако, постепенно арабы усвоили достижения покорённых народов в науке и искусстве. В странах халифата широко распространился арабский язык. На нём говорили и вели дела в суде, его изучали в школах. Поэтому сирийские, иранские, среднеазиатские учёные и писатели создавали свои произведения на арабском языке. Арабский язык в странах халифата стал языком науки и литературы. Культура стран халифата создавалась не только арабами, но и всеми народами, входившими в состав Арабского государства.