Художественная культура эпохи Возрождения кратко. Деятели, особенности, развитие.

Культура эпохи Возрождения

Именно художественная культура эпохи Возрождения сменила мрачное Средневековье, и человечество снова обратилось к античному наследию. Ренессанс подарил цивилизации множество великих деятелей искусства и науки, вернул интерес к античности и ускорил культурное развитие в целом. Началась эпоха Возрождения в Италии, но впоследствии она распространилась и по другим странам Европы.


Культура Ренессанса

Ренессанс действительно опирался на античную культуру, но он не возрождал её в прямом смысле. Используя античность в качестве основы, деятели эпохи Возрождения создавали нечто новое, опираясь на те достижения античной культуры, что были актуальны для изменившегося мира. Ренессанс пересмотрел средневековые культурные ценности, соединил воедино новое прочтение античности с новым прочтением христианства и сблизил два этих основополагающих начала культуры Западной Европы.

Культура эпохи Возрождения кратко
Суть культуры эпохи Возрождения кратко

Важной особенностью культуры эпохи Возрождения стал поиск индивидуальности. Именно тогда зародились идеи гуманизма и антропоцентризма, и впервые в истории центром интереса стал сам человек и его личность, индивидуальность. Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни. Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении, вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала привычной в европейской культуре.

Характерные черты культуры эпохи Возрождения

Особенности культуры эпохи Возрождения
Таблица особенностей культуры эпохи Возрождения

Можно выделить три основных особенности эпохи Возрождения и её культуры:

  • Гуманизм (от лат. humanus – человеческий). Он стал отправной точкой Ренессанса, воспевая и превознося человека как прекрасное творение Бога, утверждая достоинство личности, ее свободу и всестороннее развитие.
  • Натурализм. Он проявился в том, что в картине мира данной эпохи специфическое место отводится природе. Человеку представляется более интересной не небесная красота, а земная. Бог становится ближе к человеку, мыслится пантеистически (слит с миром, растворен в природе). Поэтому мир наполнен божественной красотой, и задача человека познать и отобразить ее.
  • Универсализм. Универсализм эпохи Возрождения проявился в слиянии античного и христианского мировоззрения, земной и божественной красоты, возведении человека на уровень Творца, переплетении науки, философии и искусства и всего остального. Тем самым человек уподобляет себя Богу, пытается создать иное бытие, выйти за рамки возможного.

Развитие культуры эпохи Возрождения

Развитие эпохи Возрождения связано с развитием городской культуры. Развитие городов и промышленности — величайший переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Город представлял собой силу, которая выводила общество за рамки феодального строя. Городская культура имела свою яркую специфику: первоначально города образовывались за счет ремесленников, мастеров, торговцев, которые, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали только на себя. Это были предприимчивые люди, которым было свойственно чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, что, безусловно, формировало новое отношение к миру и к себе.

Развитие культуры эпохи Возрождения
Развитие культуры эпохи Возрождения сопровождалось распадом феодализма и зарождением капитализма

В социальной сфере в эту эпоху появляются две главные фигуры – мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. Экономические отношения 12-16 веков стали предвестниками буржуазных отношений, для которых характерны: простое товарно-денежное хозяйство; городская культура; конкуренция; формирование независимого человека.

Основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники превращаются во всемогущих античных титанов, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысление веры: человек получает возможность творить, последняя в эпоху Средневековья приписывалась только Богу.

Предпосылки культуры эпохи Возрождения
Предпосылки начала эпохи Возрождения в Южной и Западной Европе

Новая позиция человека в мире в эпоху Ренессанса нуждалась в мировоззренческой основе, которую предоставляла Античность. Однако античный антропоцентризм здесь наполняется уже более глубоким духовным смыслом. Тенденция переосмысления античности сильна, но она сочетается с культурными ценностями христианской культуры. Не потеряв Бога и веру, деятели эпохи Возрождения начали осознавать себя значимыми, уникальными, самостоятельными и ответственными за свою судьбу людьми.

Таблица «Деятели культуры эпохи Возрождения»

Область культурыДеятель культурыИдеи и достижения
ЛитератураНикколо Макиавелли
Лудовико Ариосто
Леонардо да Винчи
Шекспир
Макиавелли:
«Государь»
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»
«О военном искусстве»
Ариосто:
«Неистовый Роланд»
«Комедия о сундуке»
«Чернокнижник»
Да Винчи:
«Трактат о живописи»
Шекспир:
«Король Лир»
«Отелло»
«Ричард III»
ФилософияМишель де Монтень
Джордано Бруно
Николай Кузанский
Монтень:
«Опыты»
Идея всеобщего равенства всех людей
Скептицизм
Бруно:
Пандеизм
Изучение природы вещей
Поддержка гелиоцентрической системы мира
Кузанский:
Идея единства бога
Предположение гелиоцентрической системы мира
Идея бесконечной Вселенной
Скульптура и живописьСандро Боттичелли
Леонардо да Винчи
Симоне Мартини
Микеланджело
Боттичелли:
«Мадонна евхаристии
«Поклонение волхвов»
«Весна»
«Рождение Венеры»
Да Винчи:
«Мона Лиза»
Мартини:
«Несение креста»
«Маэста»
Микеланджело:
«Бахус»
«Святой Павел»
«Давид»
МузыкаАнтуан Бюнуа
Эмилио де Кавальери
Бюнуа:
Четырёхголосные мессы
Мотет «Плач на смерть Дюфаи»

Кавальери:
Введение в музыку генерал-баса
Оратория «Представления о душе и теле»
АрхитектураМикеланджело
Донателло
Филиппо Брунеллески
Микеланджело:
Пьета «Оплакивание Христа»
Барельеф «Мадонна у лестницы»
Свод Сикстинской капеллы
Капелла Медичи

Донателло:
Статуя Марии Магдалины
Статуя Гаттемелате
Барельефы в церкви святого Лаврентия

Брунеллески:
Базилика Сан-Лоренцо (Флоренция)
Купол собора Санта Мария дель Феоре
Палаццо Питти
Таблица деятелей культуры Ренессанса

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 48

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: