Художественная культура эпохи Возрождения кратко. Деятели, особенности, развитие.

Именно художественная культура эпохи Возрождения сменила мрачное Средневековье, и человечество снова обратилось к античному наследию. Ренессанс подарил цивилизации множество великих деятелей искусства и науки, вернул интерес к античности и ускорил культурное развитие в целом. Началась эпоха Возрождения в Италии, но впоследствии она распространилась и по другим странам Европы.
Культура Ренессанса
Ренессанс действительно опирался на античную культуру, но он не возрождал её в прямом смысле. Используя античность в качестве основы, деятели эпохи Возрождения создавали нечто новое, опираясь на те достижения античной культуры, что были актуальны для изменившегося мира. Ренессанс пересмотрел средневековые культурные ценности, соединил воедино новое прочтение античности с новым прочтением христианства и сблизил два этих основополагающих начала культуры Западной Европы.

Важной особенностью культуры эпохи Возрождения стал поиск индивидуальности. Именно тогда зародились идеи гуманизма и антропоцентризма, и впервые в истории центром интереса стал сам человек и его личность, индивидуальность. Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни. Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении, вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала привычной в европейской культуре.
Характерные черты культуры эпохи Возрождения

Можно выделить три основных особенности эпохи Возрождения и её культуры:
- Гуманизм (от лат. humanus – человеческий). Он стал отправной точкой Ренессанса, воспевая и превознося человека как прекрасное творение Бога, утверждая достоинство личности, ее свободу и всестороннее развитие.
- Натурализм. Он проявился в том, что в картине мира данной эпохи специфическое место отводится природе. Человеку представляется более интересной не небесная красота, а земная. Бог становится ближе к человеку, мыслится пантеистически (слит с миром, растворен в природе). Поэтому мир наполнен божественной красотой, и задача человека познать и отобразить ее.
- Универсализм. Универсализм эпохи Возрождения проявился в слиянии античного и христианского мировоззрения, земной и божественной красоты, возведении человека на уровень Творца, переплетении науки, философии и искусства и всего остального. Тем самым человек уподобляет себя Богу, пытается создать иное бытие, выйти за рамки возможного.
Италия во Второй мировой войне
Война за испанское наследство. Причины, ход событий, итоги, участники, суть кратко.
Развитие культуры эпохи Возрождения
Развитие эпохи Возрождения связано с развитием городской культуры. Развитие городов и промышленности — величайший переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Город представлял собой силу, которая выводила общество за рамки феодального строя. Городская культура имела свою яркую специфику: первоначально города образовывались за счет ремесленников, мастеров, торговцев, которые, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали только на себя. Это были предприимчивые люди, которым было свойственно чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, что, безусловно, формировало новое отношение к миру и к себе.

В социальной сфере в эту эпоху появляются две главные фигуры – мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. Экономические отношения 12-16 веков стали предвестниками буржуазных отношений, для которых характерны: простое товарно-денежное хозяйство; городская культура; конкуренция; формирование независимого человека.
Основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники превращаются во всемогущих античных титанов, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысление веры: человек получает возможность творить, последняя в эпоху Средневековья приписывалась только Богу.

Новая позиция человека в мире в эпоху Ренессанса нуждалась в мировоззренческой основе, которую предоставляла Античность. Однако античный антропоцентризм здесь наполняется уже более глубоким духовным смыслом. Тенденция переосмысления античности сильна, но она сочетается с культурными ценностями христианской культуры. Не потеряв Бога и веру, деятели эпохи Возрождения начали осознавать себя значимыми, уникальными, самостоятельными и ответственными за свою судьбу людьми.
Таблица «Деятели культуры эпохи Возрождения»
Область культуры | Деятель культуры | Идеи и достижения |
---|---|---|
Литература | Никколо Макиавелли Лудовико Ариосто Леонардо да Винчи Шекспир | Макиавелли: «Государь» «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» «О военном искусстве» Ариосто: «Неистовый Роланд» «Комедия о сундуке» «Чернокнижник» Да Винчи: «Трактат о живописи» Шекспир: «Король Лир» «Отелло» «Ричард III» |
Философия | Мишель де Монтень Джордано Бруно Николай Кузанский | Монтень: «Опыты» Идея всеобщего равенства всех людей Скептицизм Бруно: Пандеизм Изучение природы вещей Поддержка гелиоцентрической системы мира Кузанский: Идея единства бога Предположение гелиоцентрической системы мира Идея бесконечной Вселенной |
Скульптура и живопись | Сандро Боттичелли Леонардо да Винчи Симоне Мартини Микеланджело | Боттичелли: «Мадонна евхаристии «Поклонение волхвов» «Весна» «Рождение Венеры» Да Винчи: «Мона Лиза» Мартини: «Несение креста» «Маэста» Микеланджело: «Бахус» «Святой Павел» «Давид» |
Музыка | Антуан Бюнуа Эмилио де Кавальери | Бюнуа: Четырёхголосные мессы Мотет «Плач на смерть Дюфаи» Кавальери: Введение в музыку генерал-баса Оратория «Представления о душе и теле» |
Архитектура | Микеланджело Донателло Филиппо Брунеллески | Микеланджело: Пьета «Оплакивание Христа» Барельеф «Мадонна у лестницы» Свод Сикстинской капеллы Капелла Медичи Донателло: Статуя Марии Магдалины Статуя Гаттемелате Барельефы в церкви святого Лаврентия Брунеллески: Базилика Сан-Лоренцо (Флоренция) Купол собора Санта Мария дель Феоре Палаццо Питти |