Художественная культура эпохи Возрождения кратко. Деятели, особенности, развитие.
Именно художественная культура эпохи Возрождения сменила мрачное Средневековье, и человечество снова обратилось к античному наследию. Ренессанс подарил цивилизации множество великих деятелей искусства и науки, вернул интерес к античности и ускорил культурное развитие в целом. Началась эпоха Возрождения в Италии, но впоследствии она распространилась и по другим странам Европы.
Культура Ренессанса
Ренессанс действительно опирался на античную культуру, но он не возрождал её в прямом смысле. Используя античность в качестве основы, деятели эпохи Возрождения создавали нечто новое, опираясь на те достижения античной культуры, что были актуальны для изменившегося мира. Ренессанс пересмотрел средневековые культурные ценности, соединил воедино новое прочтение античности с новым прочтением христианства и сблизил два этих основополагающих начала культуры Западной Европы.
Важной особенностью культуры эпохи Возрождения стал поиск индивидуальности. Именно тогда зародились идеи гуманизма и антропоцентризма, и впервые в истории центром интереса стал сам человек и его личность, индивидуальность. Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни. Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении, вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала привычной в европейской культуре.
Характерные черты культуры эпохи Возрождения
Можно выделить три основных особенности эпохи Возрождения и её культуры:
- Гуманизм (от лат. humanus – человеческий). Он стал отправной точкой Ренессанса, воспевая и превознося человека как прекрасное творение Бога, утверждая достоинство личности, ее свободу и всестороннее развитие.
- Натурализм. Он проявился в том, что в картине мира данной эпохи специфическое место отводится природе. Человеку представляется более интересной не небесная красота, а земная. Бог становится ближе к человеку, мыслится пантеистически (слит с миром, растворен в природе). Поэтому мир наполнен божественной красотой, и задача человека познать и отобразить ее.
- Универсализм. Универсализм эпохи Возрождения проявился в слиянии античного и христианского мировоззрения, земной и божественной красоты, возведении человека на уровень Творца, переплетении науки, философии и искусства и всего остального. Тем самым человек уподобляет себя Богу, пытается создать иное бытие, выйти за рамки возможного.
Таблица Великих географических открытий. Причины и последствия.
Промышленная революция. Суть. Этапы. Особенности.
Развитие культуры эпохи Возрождения
Развитие эпохи Возрождения связано с развитием городской культуры. Развитие городов и промышленности — величайший переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Город представлял собой силу, которая выводила общество за рамки феодального строя. Городская культура имела свою яркую специфику: первоначально города образовывались за счет ремесленников, мастеров, торговцев, которые, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали только на себя. Это были предприимчивые люди, которым было свойственно чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, что, безусловно, формировало новое отношение к миру и к себе.
В социальной сфере в эту эпоху появляются две главные фигуры – мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. Экономические отношения 12-16 веков стали предвестниками буржуазных отношений, для которых характерны: простое товарно-денежное хозяйство; городская культура; конкуренция; формирование независимого человека.
Основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники превращаются во всемогущих античных титанов, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысление веры: человек получает возможность творить, последняя в эпоху Средневековья приписывалась только Богу.
Новая позиция человека в мире в эпоху Ренессанса нуждалась в мировоззренческой основе, которую предоставляла Античность. Однако античный антропоцентризм здесь наполняется уже более глубоким духовным смыслом. Тенденция переосмысления античности сильна, но она сочетается с культурными ценностями христианской культуры. Не потеряв Бога и веру, деятели эпохи Возрождения начали осознавать себя значимыми, уникальными, самостоятельными и ответственными за свою судьбу людьми.
Таблица «Деятели культуры эпохи Возрождения»
Область культуры | Деятель культуры | Идеи и достижения |
---|---|---|
Литература | Никколо Макиавелли Лудовико Ариосто Леонардо да Винчи Шекспир | Макиавелли: «Государь» «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» «О военном искусстве» Ариосто: «Неистовый Роланд» «Комедия о сундуке» «Чернокнижник» Да Винчи: «Трактат о живописи» Шекспир: «Король Лир» «Отелло» «Ричард III» |
Философия | Мишель де Монтень Джордано Бруно Николай Кузанский | Монтень: «Опыты» Идея всеобщего равенства всех людей Скептицизм Бруно: Пандеизм Изучение природы вещей Поддержка гелиоцентрической системы мира Кузанский: Идея единства бога Предположение гелиоцентрической системы мира Идея бесконечной Вселенной |
Скульптура и живопись | Сандро Боттичелли Леонардо да Винчи Симоне Мартини Микеланджело | Боттичелли: «Мадонна евхаристии «Поклонение волхвов» «Весна» «Рождение Венеры» Да Винчи: «Мона Лиза» Мартини: «Несение креста» «Маэста» Микеланджело: «Бахус» «Святой Павел» «Давид» |
Музыка | Антуан Бюнуа Эмилио де Кавальери | Бюнуа: Четырёхголосные мессы Мотет «Плач на смерть Дюфаи» Кавальери: Введение в музыку генерал-баса Оратория «Представления о душе и теле» |
Архитектура | Микеланджело Донателло Филиппо Брунеллески | Микеланджело: Пьета «Оплакивание Христа» Барельеф «Мадонна у лестницы» Свод Сикстинской капеллы Капелла Медичи Донателло: Статуя Марии Магдалины Статуя Гаттемелате Барельефы в церкви святого Лаврентия Брунеллески: Базилика Сан-Лоренцо (Флоренция) Купол собора Санта Мария дель Феоре Палаццо Питти |