Мартин Лютер. Основные идеи учения, 95 тезисов, Реформация.

Мартин Лютер
Мартин Лютер

Именно тезисы Мартина Лютера положили начало Реформации церкви в Германии, которая затем распространилась на приличную часть Европы и вызвала религиозный раскол. Основные идеи и положения учения Мартина Лютера сводились к тому, что господствующая религиозная доктрина губит саму веру, или, другими словами, он критиковал католицизм в целом и Святой Престол в Ватикане в частности. Именно учение Мартина Лютера породило протестантизм, который со временем стал одним из трёх основных направлений в христианстве наряду с католицизмом и православием. Сам протестантизм тоже разделился на течения поменьше – начавшись с лютеранства, он со временем раскололся на кальвинизм, цвинглианство, анабаптизм и другие направления. Как бы то ни было, Реформация, начатая Мартином Лютером, вызвала тревогу в католическом мире, так как целые страны, следуя его идеям, отказывались признавать власть Ватикана и переходили в новую веру. Сам Лютер тогда ещё не знал, что Реформация в будущем станет причиной религиозных войн во Франции, да и в других странах, причём эти религиозные войны унесут больше жизней, чем любые другие военные конфликты той эпохи. Для католической Церкви Лютер стал врагом номер один, человеком, вызвавшим раскол, но у него были миллионы последователей. Согласно историческим документам, он прожил 62 года и умер своей смертью, но последние годы его жизни были омрачены многочисленными болезнями и другими проблемами со здоровьем.


Основные идеи учения Мартина Лютера

Идеи Мартина Лютера
Основные идеи Мартина Лютера были направлены на восстановление «настоящего» христианства

Если кратко, то можно сказать, что идеи Мартина Лютера были направлены на “очищение” веры от того, во что её, по его мнению, превратил Ватикан и католическая религия в целом. Истоки такого мнения понятны: Церковь объявила себя необходимым звеном, посредником между людьми и Богом, но основой учения Мартина Лютера была идея о том, что это звено на самом деле не является необходимым, и для спасения души нужно не только слепое следование Святому Писанию, но и глубокая искренняя вера, и благодать. Другой важной идеей Мартина Лютера было отрицание авторитета декретов и посланий Папы Римского. Он утверждал, что главным источником истины является не Церковь, а Священное Писание, то есть Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Ещё один основополагающий момент – расхождение во взглядах на мирское и духовное существование человека. Католическая Церковь всегда противопоставляла мирское и духовное, но одним из положений учения Мартина Лютера было утверждение, что божья благодать осуществляется и в обычной мирской жизни, так как Бог предназначает людей для той или иной деятельности, одаривая их различными талантами и способностями. Соответственно, следуя этому утверждению, нет ни презренных, ни благородных занятий, так как исполнение своего призвания в мирской жизни является богоугодным деянием. Если же обобщить всё вышесказанное, то можно кратко сказать, что основной идеей учения Мартина Лютера было следующее: священники не являются посредниками между людьми и Богом, они лишь направляют паству. Кроме того, Лютер критиковал догмат о непогрешимости личности Папы Римского.

Начало Реформации в Германии

Мартин Лютер и Реформация
Начав свою деятельность в Германии, Мартин Лютер положил начало Реформации в этой стране

Историки считают началом Реформации в Германии 1517 год, когда были опубликованы 95 тезисов Мартина Лютера, подробнее о которых написано чуть ниже. Поводом для написания 95 тезисов стала булла Папы Римского Льва X, разрешавшая продажу индульгенций и отпущение грехов за деньги с целью профинансировать строительство собора Святого Петра, который сейчас является сердцем католического мира. Спустя два года, в 1519 году, Лютера вызвали в суд, но он остался непреклонен, и его предали анафеме, то есть отлучили от Церкви. В ответ он демонстративно сжёг папскую буллу (документ) и публично заявил, что борьба с папским произволом является долгом всего немецкого народа. Начало Реформации в Германии было положено, 95 тезисов Мартина Лютера распространялись стремительно, хотя он сам некоторое время подвергался преследованиям. В эти же годы он с помощью своих ближайших сподвижников сделал перевод Библии на немецкий язык, а также написал несколько богословских трудов. Тем временем протестантизм, порождённый его 95 тезисами, стремительно распространялся по стране, и это новое направление христианства получало всё больше и больше сторонников. Опубликованы 95 тезисов были лишь в 1517 году, и уже в 1530, то есть спустя всего 13 лет, Германия оказалась до того расколота на католиков и протестантов, что императору Карлу V пришлось даже созывать Аугсбургских рейхстаг (собрание всех сословий), чтобы попытаться примирить тех и других перед лицом крепнущей угрозы со стороны Османской империи. Правда, ни к каким результатам это собрание не привело, что в дальнейшем стало одной из причин начала религиозных войн в Европе.

Мартин Лютер и Контрреформация

Мартин Лютер и Жан Кальвин
Таблица сравнения учений Мартина Лютера и Жана Кальвина, другого знаменитого реформатора

В XVI-XVII веках в католической церкви зародилось религиозно-политическое движение, направленное против Реформации и, соответственно, получившее название “Контрреформация”. Оно имело определённые последствия: в результате католическая Церковь стала более сплочённой под властью Папы Римского, а баланс политических сил в Европе изменился, так как страны, последовавшие учению Мартина Лютера и принявшие протестантизм, стали естественными соперниками (а порой и врагами) католических государств. Соответственно, влияние Церкви в католических странах усилилось, и католическая религия пережила серьёзное обновление: были запрещены индульгенции (отпущение грехов за плату), введены стандарты отправления литургии (главного богослужения), появился Григорианский календарь, используемый большинством стран и поныне. Также были основаны новые монашеские ордена, ставшие образцом нового, обновлённого католицизма. Так что на вопрос о том, можно ли считать Мартина Лютера деятелем Контрреформации, можно ответить, что нет, нельзя – он был идеологом и создателем Реформации, породившей одно из трёх основных направлений в христианстве. Стоит отметить также, что именно начало Контрреформации оформило окончательный разрыв католиков и протестантов, который в итоге привёл к Тридцатилетней войне, ставшей самым масштабным военным конфликтом в Европе вплоть до Первой Мировой войны в начале XX века.

95 тезисов Мартина Лютера

Тезисы Мартина Лютера
Мартин Лютер прибивает свой труд «95 тезисов» к воротам церкви

В 1517 году Мартин Лютер издал свои знаменитые 95 тезисов, они же “Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций”. Этот труд представлял собой резкую и аргументированную критику католицизма. Именно с 95 тезисов отсчитывается начало Реформации, так как они положили начало протестантизму в целом и лютеранству в частности. В этом объёмном труде было три основных идеи:

  • Критика практики индульгенций. В ту эпоху человек мог получить отпущение грехов, заплатив индульгенцию, то есть, попросту говоря, купив себе прощение Церкви. Размер индульгенции определялся индивидуально в каждом отдельно взятом случае, и, чем тяжелее были, по мнению Церкви, проступки, тем больше денег нужно было заплатить. Учение Мартина Лютера полагало эту практику порочной и недопустимой.
  • Эксклюзивное право Папы Римского отпускать грехи. Основатель движения Реформации считал, что Церковь таким образом просто эксплуатирует веру в своих интересах, фактически торгуя папскими индульгенциями. Он утверждал, что высшие церковные чины не имеют ни права, ни возможности отпускать грехи или же отказывать в этом.
  • Критика Священного Писания, как единственного авторитета. Священным Писанием в целом называют собрание религиозных сочинений, то есть Библию, включая Ветхий и Новый Завет, в особенности Евангелие, которое стало самой важной его частью. В своих 95 тезисах Мартин Лютер не отрицал важность Священного Писания, но выражал сомнение в том, что слепое следование только лишь ему одному является правильным, утверждая, что вера и благодать ничуть не менее важны.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 27

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: