Методы правления Ярослава Мудрого. Главные деяния кратко.
Порой методы правления Ярослава Мудрого были жёсткими. Его главные деяния, такие, как укрепление Киевской Руси и централизация власти в своих руках, сопровождались междоусобицами, в которых он выступал против своего отца, брата и других родственников. Действуя мечом и дипломатией, этот князь сумел возвысить Древнерусское государство и поставить его вровень с королевствами и империями Европы.
Методы правления Ярослава Мудрого
Период правления князя Ярослава продлился в общей сложности 37 лет, с перерывом на год, когда киев был захвачен его братом Святополком Окаянным. Поначалу он был сосредоточен на внутренней политике и решении внутренних проблем – восстание в Новгороде, междоусобица с братом Мстиславом и племянником Брячиславом… При этом методы правления Ярослава Мудрого порой были жёсткими. Например, когда в Новгороде случилось восстание против его дружины из варягов-наёмников (которые от безделья начали заниматься грабежами и насилием, за что и были все перебиты новгородцами), князь, находившийся в это время вне города, призвал к себе бояр, участвовавших в бунте, и пообещал им при этом прощение. Бояре поверили и явились к князю на поклон, после чего он вероломно приказал всех их перебить.
Другим хорошим примером может послужить судьба псковского князя Судислава, брата Ярослава. Когда Мстислав (ещё один брат, с которым Ярослав долго враждовал, но потом заключил союз) умер, Судислав остался последним из многочисленных сыновей князя Владимира. Ярослав Мудрый решил, что Судислав является последним потенциальным претендентом на киевский престол, после чего захватил его в плен, а Псковское княжество упразднил. Судислав провёл в темнице 23 года, пережив Ярослава, после его смерти он был отпущен на свободу и стал монахом.
Впрочем, далеко не все методы правления Ярослава Мудрого базировались на безжалостном устранении соперников и конкурентов, в том числе и из числа кровных родственников. Князь проявлял гибкость в политических вопросах и всегда ставил государственные интересы выше своих собственных. Так, несмотря на участие Польши в захвате Киева в 1018 году (польский король Болеслав I выступил на стороне Святополка, брата Ярослава), он позднее приложил много усилий, чтобы добыть польский трон для одного из претендентов на него, Мешко II. С новым королём он заключил союз и скрепил его двумя династическими браками.
Похожие события развернулись и на юге. В 1043 году Ярослав Мудрый затеял поход на Византию, но боевые действия шли с переменным успехом затянулись на три года. Война между государствами закончилась лишь в 1046 году. Был заключен мир, для скрепления которого князь Ярослав женил своего сына на византийской царевне, которой суждено было стать матерью знаменитого Владимира Мономаха. Таким образом, вырисовывается довольно чёткая характеристика Ярослава Мудрого, как правителя: он не гнушался никаких методов для достижения своих целей, был очень умным, образованным, целеустремлённым и хитрым человеком. Именно в эпоху его правления Киевская Русь достигла своего расцвета.
Главные деяния Ярослава Мудрого
- Восстание против князя Владимира (1014). Ярослав тогда был князем новгородским, а его отец Владимир – князем киевским. Ярослав отказался платить отцу дань и поднял восстание, вероятно, потому, что узнал о намерении отца сделать наследником киевского престола другого своего сына, Бориса.
- Русская правда (1016). Это древнейший русский летописный свод законов, составленный князем Ярославом Мудрым. Впоследствии он неоднократно дополнялся и изменялся, сохраняя свою актуальность до XV-XVI веков.
- Утверждение в Киеве (1019). Впервые князь захватил Киев в 1016 году, но в 1018 потерял его. В 1019 году он вернул город и правил им до самой своей смерти в 1054 году.
- Закладка Софийского собора (1045). Огромный каменный собор, названный так же, как знаменитый Софийский собор в Константинополе, стал символом того, что Киев сам стал таким же культурным и религиозным центром, как и Константинополь.
- Назначение киевского митрополита (1051). Традиционно митрополитов на Русь назначала византийская Церковь, но Ярослав Мудрый в собрал епископов и назначил киевского митрополита самостоятельно, чтобы подчеркнуть независимость русской Церкви от византийской.