Норманская и антинорманская теории происхождения Древнерусского государства

Норманская теория

В истории норманская теория образования Древнерусского государства противопоставляется антинорманской. У них обеих хватает сторонников. Суть норманнской теории проста – она утверждает, что государственность славян Древней Руси были создана скандинавами, а антинорманисты утверждают, что к моменту прихода на Русь Рюрика государственность уже существовала.


Суть норманской теории происхождения Древнерусского государства

Норманисты (то есть сторонники норманнской теории) утверждают, что у славян не существовало собственной государственности. Она появилась после прихода на славянские земли скандинавов-варягов, включая Рюрика, которые и основали свои династии, создав первые государства восточных славян. По сути, норманская теория была создана на основе информации из «Повести времеменных лет» XII века и других сохранившихся письменных источников.

Со временем норманнская теория возникновения Древнерусского государства изменилась, и в наши дни она уже не считает варягов-скандинавов единственными его основателями – многие исследователи полагают, что славяно-норманнские отношения носили договорной характер, и к моменту прихода варягов на Русь у восточных славян уже существовала государственность.

Суть норманской теории
Суть норманской теории кратко

Если кратко, то суть норманской теории заключается в том, что некоторые западные ученые в первой половине XVIII века – Байер, Миллер, Шлетцер – считали, что государственность на Руси не могла возникнуть сама, и появилась она она благодаря призванию на Русь Рюрика, норманна скандинавского происхождения. Против этой точки зрения выступал Ломоносов, который утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян. Собственно, одним из основных камней преткновения между последователями норманнской и антинорманнской теория происхождения Древнерусского государства является спор об этнической принадлежности как Рюрика, так и варягов в целом.

Норманская и антинорманская теории

Только в российской историографии норманская и антинорманская концепции рассматриваются как отдельные и в каком-то смысле даже противоположные, так как в других странах историки рассматривают их обе в рамках одной теории, как взаимодополняющие элементы. Антинорманнская теория утверждает, что варяги не оказали значительного влияния на возникновения Древнерусского государства восточных славян, так как оно уже де-факто существовало к моменту их прихода на Русь.

Антинорманнская теория
Антинорманнская теория

Антинорманская теория основана на идее отрицания влияния норманнов на становление русской государственности и призвание варяжских князей на княжение. Она не отрицает какого-то влияния варягов (так на Руси называли жителей Скандинавского полуострова) в некоторых аспектах жизни славян или их государства но, ни в коем случае в участии образования древнерусской нации. Одним из главных пунктов спора между норманистами и антинорманистами является происхождение терминов «Русь» и «русы». Зарубежные ученые считают русов норманнами, давших такими образом название русскому народу. Однако, исследования антинорманистов доказывают, что термин «Русь» был распространен среди восточнославянских племен задолго до призвания варягов.

Таблица «Норманская и антинорманская теории»

Суть вопросаНорманская теорияАнтинорманская теория
Происхождение термина «Русь»Слово скандинавского происхождения Слово славянского происхождения (от названия реки Рось)
Происхождение РюрикаНорманн, скандинав или немецВосточный славянин из Прибалтики
Причины призвания РюрикаОтсутствие сильных лидеров для управления страной у восточных славянПресечение династии в результате гибели правителя Гостомысла
Роль варягов в образовании Древнерусского государстваДревнерусское государство было создано варягамиДревнерусское государство уже существовало к моменту призвания варягов на Русь
Роль варягов в развитии обществаЗначительнаяНезначительная (в основном из-за малого количества варягов по сравнению с численностью славян)
Влияние на культуру славянЗначительное влияние на развитие ремёсел и земледелияСлавяне превосходили варягов по уровню развития, а потому влияние последних было крайне незначительным
Происхождение славян и русовРазные племенаОдно и то же племя

Аргументы за и против норманской теории

За

  • Выходцы из Скандинавии действительно широко были представлены в военно-политической элите Древней Руси. Только со времён Святослава Игоревича среди русских князей, бояр, военачальников, послов начали преобладать славянские имена. До этого они преимущественно скандинавскими: Олег, Игорь (Ингвар), Аскольд, Свенельд, Рогволд и т.д.
  • В трактате византийского базилевса Константина Багрянородного «Об управлении империей» (середина Х века) перечисляются названия днепровских порогов отдельно на славянском и «русском» языках, причём «русские» слова имеют явно скандинавское звучание.
  • Слово «варяги» употреблялось в древности довольно широко, и оно фигурирует не только в русских источниках. В Византии «варенгами» называли наёмников-викингов. В арабских хрониках также есть упоминания о «варангах». И там тоже так называют именно воинов-норманнов.
  • Предметы явно скандинавского происхождения были найдены при археологических раскопках всех древнерусских торгово-ремесленных поселений и ранних городов.
Норманнская и антинорманнская теории
Эти исторические факты признают и норманисты, и антинорманисты

Против

  • В летописи действительно сказано о призвании на княжение «варягов-русь», но нигде не говорится, что они прибыли именно из Скандинавии.
  • У восточно-славянских племён ещё до прихода Рюрика с дружиной были многие признаки зарождения государственности: развитые города, торговля, культура, традиции и обычаи. Новгород того времени уже прошёл свой длинный путь становления родоплеменной иерархии.
  • Норманнов же трудно было назвать высокоразвитыми людьми. Это были воины, покинувшие свою суровую родину в поисках пропитания и промышляющие наёмничеством и разбоем. Никаким государственным устройством они в ту эпоху не занимались. Первые собственные города норманны научились строить лишь к концу XIII века. В то время как на Руси города стояли уже сотни лет – выстроенные славянами и со славянскими названиями.
  • Призвание на княжение варягов в Новгород описывается только в «Повести временных лет». Никаких подтверждений этого предания не встречается ни в скандинавских сагах и хрониках, ни в европейских, ни в византийских источниках. Хотя столь значительный факт, как приглашение иноземного властителя на престол, должен был где-либо быть отражён.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.8 / 5. Количество оценок: 51

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: