9 особенностей кочевой цивилизации

Какие особенности кочевой цивилизации обычно приходят на ум первыми? Точнее, какой образ ассоциируется со словом “кочевник”? Обычно люди сразу представляют орду свирепых воинов, которые всю жизнь проводят в седле, а всё, что им нужно, отбирают силой. Этот образ имеет немало общего с реальностью, но он всё-таки несколько упрощён и утрирован.
Особенности кочевых цивилизаций
- Отсутствие возможностей для дальнейшего развития. У кочевников существуют какие-то ремёсла (например, оружейное дело) и искусства (музыка и т. п.), но они ограничены в своём развитии, так как “потолок”, обусловленный постоянными перемещениями с места на место, достигается очень быстро. Любая кочевая цивилизации может либо продолжать вести традиционный образ жизни, либо осесть на земле и перестать быть кочевой, если она стремится развиваться дальше.
- Простое социальное устройство. Это одна из основных особенностей кочевой цивилизации – простое, а порой даже примитивное общественное устройство, недалеко ушедшее от племенного строя. Хотя в многонациональной Золотой Орде, например, существовала военная демократия, но это максимум социального развития, которого могут достичь кочевники.
- Необходимость постоянно перемещаться. Не все кочевники были скотоводами, но большинство из них зависело от скота. По мере того, как скот опустошал пастбища, людям приходилось перемещаться снова и снова, что приводило к столкновениям с другими народами и, как следствие, к конфликтам с ними.
- Отсутствие почвенности. В то время как осёдлые земледельцы фактически изобрели понятие родины, как места своего происхождения, кочевые народы признавали только право крови, то есть родственные узы. Для кочевников понятие нации связано исключительно с кровным родством, а не с территорией.
- Ограниченное понятие территориальности. Для кочевой цивилизации вся земля принадлежит всем сразу, ну или никому – тут уж как посмотреть. Соответственно, народы, которые распахивали их степь под пашни и строили свои города, воспринимались ими, как захватчики общественной территории.
- Установление торговых связей между разными народами. Кочевники не только воевали, но и торговали, а благодаря постоянным перемещениям они помогли наладить торговые связи между осёдлыми цивилизациям, которые развивались далеко друг от друга и никак напрямую друг с другом не соприкасались.
- Консервативность. Именно она и подвела кочевников, которые сохраняли традиционный уклад жизни на протяжении столетий и тысячелетий, в то время как осёдлые народы стремительно развивались. В результате после того, как осёдлые цивилизации перешли на индустриальный уровень развития, созданные ими изобретения (в том числе и в области военного дела, вооружения и т. п.) окончательно положили конец могущественным кочевым армиям, которые оказались с луками и стрелами против артиллерии и огнестрельного оружия.
- Высокая производительность труда. Конечно, в современном мире всё наоборот, но по производительности труда кочевники превосходили первые (наиболее примитивные) аграрные осёдлые общества, потому что все их мужчины концентрировались на охоте и военном деле, не отвлекаясь на побочные занятия вроде земледелия. В силу этой особенности кочевых цивилизаций их армии всегда были многочисленнее и мощнее, чем армии осёдлых земледельцев. Все или почти все кочевники-мужчины становились воинами, постоянно совершенствуя своё мастерство, в то время как земледельцы брались за оружие лишь когда это требовалось. По крайней мере, до появления у них регулярных армий.
- Экспансивный характер развития. Стремление к захвату всё новых земель приводило к многочисленным столкновениям между кочевниками и земледельцами, причём практически всегда агрессорами выступали именно кочевники. Примерами могут послужить набеги монголов на Русь или маньчжуров на империи Древнего Китай.