Патриархальная теория происхождения государства и права
Появившаяся в глубокой древности патриархальная теория происхождения государства и права утверждает, что людям свойственно объединяться и стремиться к общению. Отдельные индивиды объединяются в семьи, число семей увеличивается, так что в итоге возникает государственное образование. Впрочем, у этой теории хватает и минусов, и плюсов, хотя некоторые её представители известны на весь мир.
Сущность теории
Фактически патриархальная теория происхождения государства рассматривает его, как семью, только очень сильно разросшуюся, и проводит соответствующие аналогии. Вот суть патриархальной теории кратко:
- Людям свойственно стремиться к общению.
- Они создают вокруг себя ячейки (семьи/группы).
- В семье (группе) начинают распределяться роли, главенствующие и подчиненные, то есть роли отца (главы семейства) и детей.
- Глава общества – отец (глава семьи) нему следует относиться с почтением и уважением.
- Власть главы общества не оспаривается, как и его место.
Эта теория хорошо сочетается с абсолютной монархией, так как она наделяет верховного правителя практически неограниченными полномочиями, утверждая при этом, что власть эту оспорить нельзя.
Патриархальные идеи позволяют провести изучение истории появления государств. Сначала общество – это небольшая семья, простейшая группа лиц, нашедших общие интересы. Первобытные общины, например, по структуре сначала напоминают маленькие государства, в которых все друг другу родственники, и самый сильный из них (не только по физическим показателям, но и по духу) становится лидером. Однако, лидер наделяется не только властью, но и обязанностями заботиться о тех, кто младше, слабее, старше или имеет какие-то недуги. Затем время меняется, семья разрастается, но суть остаётся прежней.
Представители
Зародилась эта теория ещё несколько тысяч лет назад – в частности, её считал верной знаменитый Аристотель, философ и наставник Александра Македонского, живший в IV веке до н. э. Другим видным представителем патриархальной теории происхождения государства и права был Конфуций, живший в Китае за сотню лет до Аристотеля и основавший философскую систему конфуцианства. Интересно, что основателем теории в западном мире обычно считается именно Аристотель, хотя Конфуций сформулировал ту же идею раньше не. Просто Конфуций не был известен европейцам, к тому же оба философа и не подозревали о существовании друг друга, а потому работали независимо.
По мнению Аристотеля, формирование государства связано с естественными процессами жизнедеятельности человека. В первую очередь это обусловлено тем, что люди, обладая даром речи, инстинктивно стремятся к общению с другими. Такое взаимодействие происходит не только с целью выражения всевозможного спектра эмоций, но также для передачи мнения об окружающей реальности: что полезно и вредно, что есть зло и добро.
Помимо того человек по сравнению с множеством иных живых существ является более политическим, общественным существом – он создан для сожития с другими. Таким образом, происходит объединение людей, сплочение их в семьи, которые в дальнейшем, расширяясь, расселяясь и объединяясь, постепенно формируют государство. Различные виды общения между семьями, по мнению философа, воплощаются в высшей форме этого общения.
Плюсы и минусы
Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.
Плюсы и достоинства
- Установка объективной взаимосвязи между государственным и семейным строем.
- Обеспечение общественной безопасности и порядка благодаря подчинению единой воле главы государства (проводя аналогии с семейными связями, его можно было бы назвать отцом, то есть главой семейства).
- Сохранение веры народа в целостность и устойчивость мира.
- Определение главных функций, обязанностей и роли главы государства в соответствии с нравственными нормами.
Минусы и недостатки
- Глава государства не может быть отождествлен с главой семьи, поскольку он является основателем этого самого государства, но не народа (тогда как отец является основоположником семейного рода).
- Власть монарха под собой имеет иную основу, чем у отца отдельной семьи и носит публичный характер. Глава государства осуществляет управление формально и опосредованно, по принципу принуждения в условиях наличия официального аппарата власти, законодательных, нормативно-правовых актов. Глава семьи является лидером неформальным и взаимодействует напрямую на основе семейных ценностей. Это противоречие – один из основных минусов патриархальной теории.
- Монарх фактически не связан родственными узами с большей долей населения, т.е. не является непосредственной главой семьи каждого. В то же время люди народа также объективно не могут быть родственниками, несмотря на сформировавшуюся общность.
- Формирование государства вряд ли может быть обосновано процессом расширения семьи, так как зарождение семейного и государственного института происходило практически одновременно.
- Порой монархом назначается человек со стороны, из иного государства, которые не имеет родственных уз с народом.
- Теория не может объяснить причины военных конфликтов, которые возникают несмотря на то, что человечество является «единой семьёй».
Различия патриархальной и патримониальной теорий
Патримониальная теория происхождения государства кардинальным образом отличается от патриархальной, несмотря на сходство названий. Она впервые появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя Карла Людвига Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин. Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем. Для Галлера идеалом была вотчинная монархия, а единственным средством против злоупотреблений монарха он считал религию. Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.