Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права и после крестьянской реформы

Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права

Достаточно уверенное социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права Александром II в 1861 году имело на то множество причин. Да и не всё проходило гладко – страна перестраивалась на новые рельсы, шла глубокая модернизация всего, чего только можно, из-за чего возникали длительные перебои и просадки производительности в самых разных областях.


Экономическое развитие России после крестьянской реформы Александра II

Отмена крепостного права в 1861 году ознаменовала собой переход от эксплуатация труда крепостных к капитализму, к товарно-рыночным отношениям. Раньше труд крепостных был дармовым, теперь же он стал товаром, который можно покупать и продавать. Всё это сильно повлияло на экономическое развитие России после крестьянской реформы, причём очень положительным образом – зарождающийся капитализм позволил накопить первые капиталы, необходимые для дальнейшего развития, и заложил основы для формирования социальных классов, которым вскоре суждено было заменить устаревшие сословия. В частности, сформировался новый социальный класс рабочих, или пролетариата – многие бывшие крестьяне становились рабочими по найму. Рабочих рук сразу стало много, а для промышленности это очень хорошо. Правда, нужно было ещё кое-что – вспомогательная инфраструктура. Без хороших дорог, судоходных каналов и средств связи промышленность на новый уровень не вывести, как ни крути.

Экономическое развитие России после отмены крепостного права
Особенности экономического развития России после отмены крепостного права

Железная дорога

Железные дороги России были остро необходимы, учитывая её огромные размеры, так как путешествия традиционными способами отнимали недели и месяцы. Первая российская железная дорога была построена в 1851 году, она соединила Москву с Петербургом, но новые дороги строились медленно. Особенно остро этот недостаток встал в 1853-1856 годах, во время Крымской войны. Сразу после отмены крепостного права в России начался бурный рост железнодорожной промышленности, и уже в 1862 году железная дорога соединила Москву и Нижний Новгород, а в 1869 – Москву и южные губернии. Именно Москва, а не Петербург, стала центром, в котором сходились все железнодорожные пути, так как Петербург был слишком уж удалён к северу.

Железные дороги в России, 19 век
Железная дорога в Российской империи

Железнодорожные составы и вагоны, правда, до поры до времени импортировались, но потом их производство было налажено. Протяжённость железных дорог в России после крестьянской реформы росла стремительно, и уже в 1891 году она соединила Сибирь с европейской частью страны, когда была построена знаменитая Транссибирская магистраль, или просто Транссиб. К середине 1890-х годов суммарная протяжённость железных дорог в Российской империи достигла 28.700 вёрст, или 30.600 километров.

Металлургия

Металлургия в России в 19 веке
После крестьянской реформы Донецк начал становиться основным центром российской металлургии

После отмены крепостного права в России отечественная металлургическая отрасль несколько пострадала. Несмотря на то, что промышленный переворот в России начался ещё в 30-х годах XIX века, быстрый темп он набрал именно после крестьянской реформы, когда многие крестьяне начали становиться наёмными рабочими, и число свободных рабочих рук резко выросло. Тем не менее, в 60-х годах 19-го века в металлургии наметился спад, вызванный тем, что труд из принудительного стал оплачиваемым. А сами металлургические заводы требовалось переоборудовать на современный лад – это было дорого, и отнимало много времени, а в процессе переоборудования заводы простаивали полностью или частично. Например, выплавка чугуна в России после отмены крепостного права лишь к 1870 году достигла уровня конца 50-х годов, то есть спад продолжался около десяти лет. Но одновременно с этим начали бурно развиваться горная и металлургическая промышленность в Донецке, а Александр II всеми силами поощрял развитие отечественного машиностроения.

Проблема заключалась в том, что только после крестьянской реформы в России социально-экономическое развитие страны приобрело достаточно быстрый темп. Государство начало переходить от аграрного строя к аграрно-индустриальному, но это всё требовало времени. Своя машинная промышленность в Российской империи отсутствовала, и разнообразные механизмы, от сельскохозяйственного оборудования до паровозов, приходилось закупать в Европе, в основном в Великобритании. Однако, Александр II знал, что делает, и уже в начале 70-х годов производство собственных механизмов самого разного назначения было налажено и пущено на поток. Прошёл ещё десяток лет, и большая часть железнодорожного парка России начала состоять в основном из паровозов и вагонов отечественного производства.

Процесс формирования основных промышленных центров в России продлился примерно с 1865 по 1885 год:

  • Петербургский
  • Московский
  • Южный
  • Уральский

Таблица промышленных районов России в XIX веке

Промышленный районСпециализация
ПетербургскийМашиностроение
МосковскийТекстильная промышленность
ЮжныйМеталлургия
УральскийМеталлургия
Особенности социально-экономического развития российской промышленности после крестьянской реформы

Социально-экономическое развитие сельского хозяйства в России

В 1861 году, сразу после отмены крепостного права, урожайность в России была очень низка, в несколько раз ниже, чем в странах Европы. Это было связано и с использованием крепостного труда, и с устаревшими методами обработки почвы. После крестьянской реформы Александра II ситуация начала меняться к лучшему, но поначалу довольно медленно, и на то были свои причины:

  • Начался отток крестьян в города.
  • «Нарезка» помещичьей земли для выделения её крестьянам была неэффективной. Помещики всегда оставляли себе землю получше, а крестьянам отдавали наименее плодородные участки неудобной для обработки формы. Чтобы получить кусок земли получше, крестьяне вынуждены были снова идти на поклон к помещикам и отрабатывать аренду нормального надела. Это не очень отличалось от крепостничества, и сильно тормозило социально-экономическое развитие сельского хозяйства.
  • С 1861 года в деревне началось социальное расслоение. Некоторые крестьяне стали зажиточными, но таких было немного. Гораздо больше было тех, кто обеднел и разорился. Основная масса крестьянства была по-прежнему бедна, что препятствовало накоплению капиталов. А покупательная способность населения оставалась низкой.
  • Отношение помещиков к крестьянам после отмены крепостного права сильно изменилось. До крестьянской реформы помещики могли и помочь крепостным в трудной ситуации – это было в их интересах, так как крестьяне были их собственностью. Теперь же они начали выжимать из работающих на них крестьян всё возможное.
Сельское хозяйство в России после отмены крепостного права
Крестьяне едут на заработки в город. Фотография второй половины XIX века.

Несмотря на эти проблемы, к 1881 году Российская империя вышла на первое в мире место по экспорту хлеба. Быстрее всего социально-экономическое развитие шло в Черноземье, где сельское хозяйство вести было проще. Там крестьяне быстрее обзаводились собственными наделами и накапливали деньги, но за пределами Черноземья дела шли не так гладко. Земля там менее плодородна, и работа на многих земельных наделах была попросту убыточной. Порой крестьяне просто бросали её и уходили искать работу в городе. Сложность тут заключалась ещё и в том, что крестьянин не мог отказаться от своего надела, пока не расплатится за него полностью. Так что все эти социально-экономические процессы протекали по-разному в разных уголках России, что обусловлено её огромными размерами. Тем не менее, к 1890-м годам промышленный переворот в России фактически завершился, и наша страна добилась выхода на мировой уровень производства во множестве отраслей промышленности. Это стало возможным благодаря крестьянской реформе Александра II, которая растормошила страну, отстающую от своих западных соседей, и подтолкнула её в правильном направлении.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.7 / 5. Количество оценок: 47

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: