Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права и после крестьянской реформы

Достаточно уверенное социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права Александром II в 1861 году имело на то множество причин. Да и не всё проходило гладко – страна перестраивалась на новые рельсы, шла глубокая модернизация всего, чего только можно, из-за чего возникали длительные перебои и просадки производительности в самых разных областях.
Экономическое развитие России после крестьянской реформы Александра II
Отмена крепостного права в 1861 году ознаменовала собой переход от эксплуатация труда крепостных к капитализму, к товарно-рыночным отношениям. Раньше труд крепостных был дармовым, теперь же он стал товаром, который можно покупать и продавать. Всё это сильно повлияло на экономическое развитие России после крестьянской реформы, причём очень положительным образом – зарождающийся капитализм позволил накопить первые капиталы, необходимые для дальнейшего развития, и заложил основы для формирования социальных классов, которым вскоре суждено было заменить устаревшие сословия. В частности, сформировался новый социальный класс рабочих, или пролетариата – многие бывшие крестьяне становились рабочими по найму. Рабочих рук сразу стало много, а для промышленности это очень хорошо. Правда, нужно было ещё кое-что – вспомогательная инфраструктура. Без хороших дорог, судоходных каналов и средств связи промышленность на новый уровень не вывести, как ни крути.

Железная дорога
Железные дороги России были остро необходимы, учитывая её огромные размеры, так как путешествия традиционными способами отнимали недели и месяцы. Первая российская железная дорога была построена в 1851 году, она соединила Москву с Петербургом, но новые дороги строились медленно. Особенно остро этот недостаток встал в 1853-1856 годах, во время Крымской войны. Сразу после отмены крепостного права в России начался бурный рост железнодорожной промышленности, и уже в 1862 году железная дорога соединила Москву и Нижний Новгород, а в 1869 – Москву и южные губернии. Именно Москва, а не Петербург, стала центром, в котором сходились все железнодорожные пути, так как Петербург был слишком уж удалён к северу.

Железнодорожные составы и вагоны, правда, до поры до времени импортировались, но потом их производство было налажено. Протяжённость железных дорог в России после крестьянской реформы росла стремительно, и уже в 1891 году она соединила Сибирь с европейской частью страны, когда была построена знаменитая Транссибирская магистраль, или просто Транссиб. К середине 1890-х годов суммарная протяжённость железных дорог в Российской империи достигла 28.700 вёрст, или 30.600 километров.
Металлургия

После отмены крепостного права в России отечественная металлургическая отрасль несколько пострадала. Несмотря на то, что промышленный переворот в России начался ещё в 30-х годах XIX века, быстрый темп он набрал именно после крестьянской реформы, когда многие крестьяне начали становиться наёмными рабочими, и число свободных рабочих рук резко выросло. Тем не менее, в 60-х годах 19-го века в металлургии наметился спад, вызванный тем, что труд из принудительного стал оплачиваемым. А сами металлургические заводы требовалось переоборудовать на современный лад – это было дорого, и отнимало много времени, а в процессе переоборудования заводы простаивали полностью или частично. Например, выплавка чугуна в России после отмены крепостного права лишь к 1870 году достигла уровня конца 50-х годов, то есть спад продолжался около десяти лет. Но одновременно с этим начали бурно развиваться горная и металлургическая промышленность в Донецке, а Александр II всеми силами поощрял развитие отечественного машиностроения.
Проблема заключалась в том, что только после крестьянской реформы в России социально-экономическое развитие страны приобрело достаточно быстрый темп. Государство начало переходить от аграрного строя к аграрно-индустриальному, но это всё требовало времени. Своя машинная промышленность в Российской империи отсутствовала, и разнообразные механизмы, от сельскохозяйственного оборудования до паровозов, приходилось закупать в Европе, в основном в Великобритании. Однако, Александр II знал, что делает, и уже в начале 70-х годов производство собственных механизмов самого разного назначения было налажено и пущено на поток. Прошёл ещё десяток лет, и большая часть железнодорожного парка России начала состоять в основном из паровозов и вагонов отечественного производства.
Процесс формирования основных промышленных центров в России продлился примерно с 1865 по 1885 год:
- Петербургский
- Московский
- Южный
- Уральский
Таблица промышленных районов России в XIX веке
Промышленный район | Специализация |
---|---|
Петербургский | Машиностроение |
Московский | Текстильная промышленность |
Южный | Металлургия |
Уральский | Металлургия |
Социально-экономическое развитие сельского хозяйства в России
В 1861 году, сразу после отмены крепостного права, урожайность в России была очень низка, в несколько раз ниже, чем в странах Европы. Это было связано и с использованием крепостного труда, и с устаревшими методами обработки почвы. После крестьянской реформы Александра II ситуация начала меняться к лучшему, но поначалу довольно медленно, и на то были свои причины:
- Начался отток крестьян в города.
- «Нарезка» помещичьей земли для выделения её крестьянам была неэффективной. Помещики всегда оставляли себе землю получше, а крестьянам отдавали наименее плодородные участки неудобной для обработки формы. Чтобы получить кусок земли получше, крестьяне вынуждены были снова идти на поклон к помещикам и отрабатывать аренду нормального надела. Это не очень отличалось от крепостничества, и сильно тормозило социально-экономическое развитие сельского хозяйства.
- С 1861 года в деревне началось социальное расслоение. Некоторые крестьяне стали зажиточными, но таких было немного. Гораздо больше было тех, кто обеднел и разорился. Основная масса крестьянства была по-прежнему бедна, что препятствовало накоплению капиталов. А покупательная способность населения оставалась низкой.
- Отношение помещиков к крестьянам после отмены крепостного права сильно изменилось. До крестьянской реформы помещики могли и помочь крепостным в трудной ситуации – это было в их интересах, так как крестьяне были их собственностью. Теперь же они начали выжимать из работающих на них крестьян всё возможное.

Несмотря на эти проблемы, к 1881 году Российская империя вышла на первое в мире место по экспорту хлеба. Быстрее всего социально-экономическое развитие шло в Черноземье, где сельское хозяйство вести было проще. Там крестьяне быстрее обзаводились собственными наделами и накапливали деньги, но за пределами Черноземья дела шли не так гладко. Земля там менее плодородна, и работа на многих земельных наделах была попросту убыточной. Порой крестьяне просто бросали её и уходили искать работу в городе. Сложность тут заключалась ещё и в том, что крестьянин не мог отказаться от своего надела, пока не расплатится за него полностью. Так что все эти социально-экономические процессы протекали по-разному в разных уголках России, что обусловлено её огромными размерами. Тем не менее, к 1890-м годам промышленный переворот в России фактически завершился, и наша страна добилась выхода на мировой уровень производства во множестве отраслей промышленности. Это стало возможным благодаря крестьянской реформе Александра II, которая растормошила страну, отстающую от своих западных соседей, и подтолкнула её в правильном направлении.