Правда Ярославичей кратко. Создание, составление, принятие.
Созданная в XI веке «Правда Ярославичей» была частью Древнерусского свода законов, известного, как «Русская правда». Первой его частью была «Древнейшая правда», или «Правда Ярослава», составленная и принятая князем Ярославом Мудрым. Позднее, уже после его смерти, его сыновья дополнили и расширили законодательную базу. Принятие «Правды Ярославичей» стало важным этапом развития древнерусского законодательства, и её изучают на уроках истории в 6 и 7 классах.
Ярославичи и их деятельность
У Ярослава Мудрого было множество детей, с помощью которых он заключал выгодные династические браки, укрепляя тем самым позиции Киева. После его смерти в 1054 году на киевский престол сел его сын Изяслав, правивший (с перерывами из-за меуждоусобиц) до 1078 года. Следующим Ярославичем на киевском престоле стал Всеволод (по 1093 год). Также во время междоусобной вражды в 1703-1706 годах киевским князем был Святослав. Этих троих братьев называют триумвиратом Ярославичей, так как именно они приложили руку к созданию «Правды Ярославичей». Принятие этого свода законов стало важным событием для Киевской Руси.
Вероятно, составление «Правды Ярославичей» велось в 1068-1072 годах – точная дата неизвестно, но многие историки считают таковой именно 1072 год. В оригинальной «Древнейшей правде» Ярослава Мудрого статей было 18, но его сыновья добавили к ним ещё 23, дополнив и усовершенствовав законодательную базу. В своей работе они опирались на события, свидетелями которых стали уже после смерти отца, в частности, на восстание в Киеве в 1068 году, когда народ взбунтовался против князя Изяслава после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней из своих конюшен для вторичного сражения с ними.
Это сражение на реке Альте тоже было важным само по себе – к тому моменту началась череда киевско-половецких войн. Тем временем в Киевской Руси укреплялась феодальная система, что было по нраву не всем, и в стране происходили и другие народные восстания. Создание «Правды Ярославичей» было призвано по возможности удовлетворить всех – и бояр, то есть феодалов, и все остальные сословия. Этот свод законов не был равноправным, напротив, он разделял людей на сословия. Холопы, смерды, рядовичи и закупы относились к зависимому населению, как и стоящие выше них старосты и кормильцы. Свободными были купцы, мечники, изгои, мужи и дружинники. Князья, бояре, старшие дружинники и некоторые слуги (боярские и княжеские тиуны и конюхи) относились к привилегированному сословию.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II в России. Политика, особенности, итоги, характеристика, сравнение.
Характерные признаки массовой, народной и элитарной культур
Содержание «Правды Ярославичей»
Несмотря на отсутствие равноправия в Киевской Руси, «Правда Ярославичей» защищала права всех людей, а не только определённых сословий. Другое дело, что за убийство, например, холопа, полагалась вира (штраф, компенсация) во много раз меньшая, чем за убийство тиуна или старосты. Важным моментом стало то, что принятие «Правды Ярославичей» поставило кровную месть вне закона, хотя в годы правления Ярослава Мудрого она была законной. Сыновья князя отменили кровную месть, сочтя её пережитком языческих времён.
Этот свод законов не только устанавливал наказания за проступки и преступления, он также утверждал порядок выплаты жалованья людям, находящимся на княжеской службе, и классифицировал преступления по степени их тяжести. Воровство и всё с ним связанное было менее тяжким преступлением, чем, например, изнасилование или убийство. При этом в большинстве случаев человек, признанный виновным в преступлении, мог заплатить виру в качестве компенсации и тем самым избежать более сурового наказания.