Правление Генриха IV. Реформы, политика, Нантский эдикт.
Годы правления короля Франции Генриха IV были весьма успешными для этой страны. До того, как сесть на трон, он был правителем маленького королевства Наварра, зажатого между Францией и Испанией, а заодно и одним из лидеров христиан-протестантов (гугенотов) во время религиозных войн. Завладев французским престолом, Генрих IV стал основателем династии Бурбонов, сменив тем самым династию Валуа. Он развернул бурную деятельность и предпринял ряд реформ, которые положительно были оценены историками. Его даже называли “добрым королём”, и, скорее всего, это лестное прозвище он получил абсолютно заслуженно. Будучи мудрым человеком и умелым правителем, он прекратил череду религиозных войн, и во Франции началась более мирная эпоха. Продлилось правление Генриха IV недолго, всего около двадцати лет. Кто знает, какой была бы Франция сейчас, если бы король не стал жертвой католика-фанатика Франсуа Равальяка?
Генрих IV в Варфоломеевскую ночь
Печально известная Варфоломеевская ночь стала последней массовой бойней в Париже и Франции. Это избиение гугенотов было была устроено в ночь с 23 на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. В стране тогда было перебито около 30 тысяч гугенотов, из них около 3 тысяч – в Париже. Генрих Наваррский (будущий Генрих IV) тогда находился в Париже, в гостях у французского короля Карла IX. Однако, он был помилован благодаря своим родственным связям с правящей династией, а также благодаря тому, что вовремя принял католицизм, отрекшись от протестантства. После этого он провёл при дворе около 3 лет, будучи кем-то вроде очень почётного пленника. Позднее Генрих Наваррский бежал в свои владения, снова принял протестантизм, но постарался наладить отношения с новым королём Франции Генрихом III. Что интересно, его собственный двор (королевский двор Наварры) состоял как из гугенотов, так и из католиков. Совершенно очевидно, что судить людей по их религии этот мудрый король привычки не имел.
Правление Генриха IV
Политика Генриха IV
Получивший хорошее образование король собрал вокруг себя опытных советников, ко мнению которых он не стеснялся прислушиваться. Его внешняя политика была относительно мирной, он не вёл активных войн, хоть и готовился к войне с династией Габсбургов, взяв в союзники англичан (но не успел выполнить этот план, так как был убит). Одновременно он покровительствовал исследованиям и колонизации новых территорий в Северной Америке. В вопросах экономики политика Генриха IV была очень продуманной – он запретил вывоз сырья и стал поощрять экспорт готовой продукции, что заметно укрепило экономику. Внутренняя политика была направлена на централизацию власти в руках монарха, улучшение положения крестьянского сословия и отказался от созыва Генеральных штатов, которые в прошлом могли влиять на принимаемые монархом решения. Все эти преобразования были очень своевременными и разумными, так что годы правления Генриха IV дали Франции передышку, в которой она так нуждалась.
Плюсы и минусы военного коммунизма
Реформы Ивана III кратко в таблице списком с датами. Результаты и значение.
Мероприятия Генриха IV, обеспечившие успех его правлению
К тому моменту, когда он получил французскую корону, Франция была обескровлена чередой религиозных войн, а крестьянское сословие было разорено непомерными налогами и поборами. Франция при этом представляла собой аграрное государство со слаборазвитой экономикой, ориентированной на экспорт сырья. Но ряд мероприятий Генриха IV Бурбона обеспечил успех его правлению:
- Запрет на экспорт сырья и переориентирование экономики на экспорт готовой продукции.
- Налоговые реформы и послабления, укрепившие благосостояние крестьянского сословия.
- Отказ от созыва Генеральных штатов, что вкупе с некоторыми другими реформами помогло ему сосредоточить власть в своих руках.
- Прекращение религиозных войн и примирение католиков с гугенотами. Правда, после гибели Генриха IV локальные религиозные конфликты во Франции возобновились, но уже не в тех масштабах, что раньше.
Какими путями Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов
Этому королю Франции удалось примирить враждующие стороны, уравняв их в правах. Гугеноты-протестанты во Франции были в меньшинстве, но они тоже представляли собой силу, с которой католикам приходилось считаться. Однако, при династии Валуа, прервавшейся со смертью Генриха III, гугеноты были значительно ограничены в правах. Генрих IV, приняв католичество ради получения французского трона, приложил массу усилий и в конечном счёте добился примирения католиков и гугенотов. Для этого он официально уравнял в правах и тех, и других, издав Нантский эдикт, о котором подробнее написано чуть ниже. После оглашения Нантского эдикта гугеноты получили равные с католиками права во всех сферах общественной жизни – образование, государственная служба, военная служба, землевладение, налогообложение и многое другое. Правда, позднее, при правлении Людовика XIII, сына Генриха IV, кардинал Ришелье отнял у гугенотов множество их крепостей и земель, но закон о религиозном равенстве остался в силе.
Нантский эдикт Генриха IV
Подписание Нантского эдикта положило начало столетию веротерпимости во Франции. Этот исторический указ в 1598 году официально уравнял в правах католиков и гугенотов, и действовал он до 1685 года, когда его отменил внук Генриха IV, король Людовик XIV. Интересно, что Нантский эдикт Генриха IV был наиболее веротерпимым в Западной Европе той эпохи. Он давал гугенотам множество прав, действительно множество – позднее из-за этого их даже обвинили в попытке создать государство внутри государства, что и стало причиной войны кардинала Ришелье против них. Одновременно с этим Нантский эдикт повелевал возобновить католические богослужения по всей Франции, включая гугенотские земли. При этом в Париже гугенотские богослужения были запрещены. Зато гугеноты получали 200 крепостей сроком на 8 лет, а также множество других привилегий. При этом сами гугеноты остались недовольны Нантским эдиктом, требуя его расширения, а Ватикан в лице Папы Римского и вовсе назвал его “нечестивым”.
Реформы Генриха IV
- Налоговая реформа. Сеньоры утратили право облагать крестьян и землевладельцев произвольными налогами по своему усмотрению. Одновременно с этим вступил в силу запрет на продажу сельскохозяйственного инвентаря за долги, так как этот инвентарь был жизненно важным для выживания крестьян. Также был введён особый прямой налог для злостных неплательщиков.
- Экономическая реформа. Стремясь преобразовать отсталую экономику, Генрих IV наложил запрет на экспорт сырья, стремясь развивать промышленность и продавать за границу уже готовую продукцию. И у него получилось. Были также сокращены пошлины на торговлю хлебом, а внутренняя таможня была уничтожена.
- Земельная реформа. Для поддержки крестьянских общин им было разрешено выкупать обратно проданные земли. А чтобы поддержать дворян, король списал значительную часть их долгов.
- Государственная реформа. Генрих IV с целью централизации власти в своих руках отказался от созыва Генеральных штатов, а также узаконил передачу должностей по наследству (с уплатой особого налога). На важные должности в провинциях король стал назначать своих представителей лично, выбирая тех, кому он доверял, и набирая людей из небогатых и незнатных дворянских родов, завоёвывая тем самым их преданность.
Почему Генриха IV называли добрым королём
В преимущественно католической Франции он, ещё недавно бывший гугенотом, не пользовался большой популярностью. Будучи человеком умным, Генрих IV прекрасно понимал, что эту самую популярность надо завоёвывать, и он начал бороться за сердца своих подданных. Во-первых, он простил крестьянам все числившиеся за ними недоимки по налогам. Во-вторых, он запретил сеньорам-феодалам взимать налоги с землевладельцев. В третьих, вся его внутренняя политика действительно была направлена на укрепление мира в стране, чему в немалой степени поспособствовало устроенное им примирения между католиками и протестантами-гугенотами. Простой народ оценил подобный подход к управлению государством, и Генриха IV прозвали добрым королём. Он, кстати, любил говорить, что “у каждого француза всегда должна быть курица в горшке”, намекая на то, что при нём никто не должен голодать. Поставленной цели ему в целом удалось добиться, уровень жизни заметно вырос, и благодарный народ прозвал Генриха IV добрым королём.
Исторический портрет Генриха IV
Современные историки дают французскому королю Генриху IV положительную характеристику. Его деятельность соответствовала народным нуждам, ему удалось положить конец братоубийственным религиозным войнам, повысить уровень жизни населения и укрепить экономику. Современники описывали его, как человека очень умного, галантного, с хорошими манерами, и при этом чрезвычайно храброго. В песне “Генриада”, сочинённой Вольтером, одним из самых знаменитых просветителей Европы, Генрих IV именуется королём Франции “и по праву рождения, и по праву завоевания”, что, в общем-то, верно. В другом творчестве времён эпохи Просвещения он предстаёт эдаким идеализированным героем, добрым и мудрым королём. Конечно, это именно идеализированный образ, но всё-таки исторический портрет Генриха IV является положительным. Завладев французской короной, он очень мудро правил страной, и два десятка лет, проведённых им на троне Франции, стали хорошим временем для этой страны.
Высказывание Генриха IV “Париж стоит мессы”
Когда династия Валуа прервалась после смерти бездетного французского короля Генриха III, Генрих IV получил возможность претендовать на престол. Но сложность была в другом – он был протестантом, а не католиком, что автоматически делало его “идейным противником” Ватикана. Без одобрения Папы Римского он никогда не получил бы достаточную поддержку, чтобы стать королём. Именно тогда он принял судьбоносное решение перейти в католичество, и именно тогда прозвучало знаменитое выражение Генриха IV “Париж стоит мессы”, то есть католического богослужения. Тем самым Генрих Наваррский продемонстрировал меркантилизм, перейдя из одной веры в другую ради получения французской короны. Пойдя на этот шаг, он действительно стал королём, после чего уравнял в правах гугенотов-протестантов и католиков, положив тем самым конец религиозным войнам во Франции.