Реформа образования Александра II

Реформа образования Александра II

Если кратко описать реформу образования Александра II, то можно сказать, что она была очень либеральной. Впрочем, затронуто было как высшее образование, так и среднее, а целей у этих преобразований было несколько, и не все они были направлены на повышение степени образованности населения. Александр II претворял в жизнь эти реформы с помощью своих приближённых. Значительную роль сыграл граф Дмитрий Толстой, реформировавший сферу среднего образования, руководствуясь при этом интересами императорского престола. С университетами дело обстояло несколько сложнее, и было разработано несколько масштабных проектов, один из которых и был в итоге принят. Вступивший в силу Университетский устав 1863 года стал наиболее либеральным из всех за всю историю дореволюционной России, но, как мы знаем, императору это не помогло. Несмотря на все свои реформы, Александр II на протяжении всего царствования продолжал медленно, но верно утрачивать популярность в народе, несмотря на то, что его поддерживала большая часть дворянства. Все мы помним, к чему это в результате привело – самодержец был убит террористической организацией “Народная воля”.


Причины реформы образования Александра II

Причины реформы образования Александра II
Одной из причин реформы было отсутствие доступного женского образования

Необходимость модернизации образовательной системы в России стала очевидной ещё в середине XIX века. Первый проект начал разрабатываться в 1856 году (всего проектов было три, в итоге был принят последний из них, разработанный императорской комиссией). Вот список основных причин реформы образования Александра II:

  • Отсутствие у женщин доступа к нормальному обучению. Эта давно назревшая проблема стояла очень остро, и её надо было как-то решать. Успешные попытки устроить женское образование в Российской империи предпринимались и ранее, но они никогда не носили масштабного характера.
  • Необходимость улучшения образовательной системы. До этого все школы можно было поделить на две условных группы – для богатых и для бедных, но ничего “среднего” не было.
  • Развитие страны шло очень медленно. Основной причиной тому был низкий уровень образованности населения в целом, и самодержец прекрасно это понимал. Крестьяне так и вовсе были практически поголовно безграмотны, в первую очередь из-за отсутствия у них доступа к нормальному обучению.

Содержание, суть и значение реформы образования Александра II

Суть реформы образования Александра II
Суть образовательной реформы Александра II кратко

Во второй половине XIX века, до всех этих преобразований, образовательная система Российской империи была, несомненно, устаревшей. Времена менялись, а она оставалась прежней, и уже не могла ни покрыть потребности населения в обучении, ни обеспечить соответствующий времени уровень этого самого обучения. Так что значение реформы образования Александра II нельзя недооценивать, несмотря на то, что её итоги несколько расходились с первоначальной задумкой. Собственно, целей было несколько:

  • Улучшить качество образования
  • Сделать его более доступным для всех слоёв населения
  • Совместить обучение с воспитательным процессом, формировать у студентов подходящий властям взгляд на мир

Конечно, содержание реформы образования Александра II этими пунктами не ограничивалось, но это были основные моменты. По большей части их удалось воплотить в жизнь, о чём написано чуть ниже, но стоит отметить, что некоторые преобразования продержались недолго. В последние годы жизни императора церковь вернула себе контроль над начальным образованием, а в учебных заведениях был внедрён полицейский контроль. Тем не менее, значение реформы было огромным: она дала стране мощный толчок к дальнейшему развитию

Итоги и результаты реформы образования Александра II

Итоги реформы образования Александра II
Суть и основные итоги образовательной реформы Александра II

В целом воплотить задуманные преобразования самодержцу удалось, но не до конца, и результаты оказались неоднозначными. Впрочем, плюсов всё-таки было больше, чем минусов – с этим соглашаются все историки. По итогу образовательной реформы Александра II доступность образования заметно повысилась для всех сословий, и теперь, например, купеческие дети могли учиться в престижной гимназии наряду с дворянскими, если, конечно, их родители могли себе позволить оплату такого обучения. Для народа победнее отдушиной стали реальные училища, которые также предоставляли среднее образование. Качество обучения в реальных училищах было ниже, и в программу не входило изучение иностранных языков, так что дальнейшее поступление в университет для выпускников училищ было осложнено. Зато они действительно подходили всем, включая выходцев из беднейших семей, что было немаловажно. Нельзя упомянуть и некоторые другие результаты реформы образования:

  • Образовательные организации начального уровня (то есть школы) теперь могли быть открыты частными лицами. Таким образом, церковь утратила монополию на начальное образование.
  • Были сформированы комитеты грамотности и педагогические общества, регулярно проводившие съезды. Это помогло повысить компетентность учителей.
  • Сами образовательные программы были значительно изменены. Помимо математики и латыни, в них было добавлено изучение греческого языка и естественных наук.

Плюсы и минусы реформы образования Александра II

Плюсы

  • Образовательная система была значительно усовершенствована. Причём затронула реформа и среднее образование, и высшее.
  • Появились частные школы. До этого момента все школы были только государственными.
  • Повысилась доступность образования. И, что немаловажно, повысилась она не только для “избранных”, то есть дворян, а вообще для всех. Стать вольными слушателями теперь могли вообще все, кто пожелает.
  • Гимназии открыли двери для всех желающих. Это стало одним из наиболее весомых плюсов реформы образования Александра II – теперь для поступления в эти учебные заведения происхождение и социальный статус не имели значения. Правда, стоимость обучения в гимназиях осталась довольно высокой.

Минусы

  • Первоначальная идея не была реализована. Император хотел создать систему образования по европейскому образцу, но это ему не удалось.
  • Частные школы продержались недолго. Они оказались не слишком востребованными, а потому вскоре снова надолго исчезли.
  • Студенты не получили права создавать товарищества. Легально, по крайней мере. Это было сделано с целью борьбы с зарождающимися революционными студенческими кружками и организациями.
  • Увеличение числа вольнослушателей привело к росту вольнодумства. Тут связь самая прямая – получая образование, люди стали смотреть на окружающую их реальность другими глазами, и некоторые из них начали требовать большего.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.8 / 5. Количество оценок: 37

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: