Русский космизм: от философии к космосу
Уникальное учение, философия русского космизма, возникло в СССР на стыке философии, науки и религии. Оно не зря так называется – основанный на телеологии (учение о том, что эволюция Вселенной обусловлена некими конечными причинами), космизм возник на почве успехов в развитии космической отрасли. Собственно, он и делится условно на два течения – мистическо-религиозное и естественнонаучное.
Философия и идеи русского космизма
В основе религиозно-философского направления этого учения лежала идея о единстве человека и космоса, а также их совместное преображение. Строго говоря, преображаться предстояло человечеству, так как обычный Homo sapiens должен был эволюционировать до Богочеловека, а космос должен был преображаться вслед за ним. Не менее важное значение придавалось и понятию этичности мироздания.
Однако, более распространено было естественнонаучное направление русского космизма, у истоков которого стояли Н. Фёдоров, К. Циолковский, В. Вернадский и другие выдающиеся умы. Они полагали, что природа в её естественном виде недостаточна для того, чтобы человечество продолжало развиваться, и утверждали, что людям необходимо трудиться над совершенствованием мира с помощью самых современных достижений науки и разума. Иногда под русским космизмом понимают исключительно его естественнонаучное направление, но большинство исследователей рассматривает его вкупе с мистическо-религиозным течением.
Представители русского космизма
Мистическо-религиозное направление | Естественнонаучное направление |
---|---|
В. С. Соловьёв Н. Ф. Фёдоров Н. К. Рерих Н. А. Бердяев | К. Э. Циолковский Н. А. Умов В. И Вернадский А. А. Чижевский |
Критика русского космизма
Учение это нередко критиковалось, и продолжает критиковаться в наше время. Несмотря на определённое сходство заложенных в нём идей с современной научной картиной мира, оно является благодатной почвой для возникновения различных псевдонаучных и эзотерических течений. Из-за этого границы самого понятия «русский космизм» размываются, и эта концепция становится довольно размытой. Впрочем, некоторые его сторонники полагают сильной стороной учения то, что оно, по их утверждениям, сформировано уникальным русским архетипом (коллективным бессознательным), и является порождением именно русского разума. Это отличает космизм от ряда других сходных философских направлений.