Теологическая теория происхождения государства и права
Религиозная гипотеза, известная, как теологическая теория происхождения государства и права, была одной из первых теорий о причинах зарождения государственности. Она тесно связана с теологией, наукой о Боге.
Основные положения теории. Суть кратко.
Первые теократические идеи возникли ещё в древнеегипетской и древневосточной цивилизации, но в Европе они получили популярность и широкое распространение лишь в Средние века. Суть теологической теории происхождения государства и права заключается в идее о том, что государство является творением Бога, созданным его волей. Соответственно, основные положения теории базируются именно на религиозной основе, хотя мнения отдельных богословов на этот счёт порой расходятся. Если кратко, то теологическую теорию происхождения государства можно объяснить с помощью нескольких основных её пунктов:
- Верховный правитель, то есть монарх-самодержец (царь, король, Папа Римский и т.п.) дан людям божественной волей, и неподчинение ему равно неподчинению самому Богу.
- Власть и государство вечны и незыблемы, и ничто не сможет поколебать этот божественный порядок.
- Обсуждение того, что предлагает государство и представители государственной власти (то есть правитель, его приближённые и т.п.) нежелательно, а в ряде случаев даже приравнивается к богохульству, так как всё, что исходит от государства, данного Богом, по определению является святым. Соответственно, наука тоже имеет божественную суть.
- У людей нет права вмешиваться в государственное устройство и власть, так как это противоречит божественной воле.
Основоположники и основатели теории
Некоторые элементы теологической теории происхождения государства и права сформировались ещё в Древнем Египте, Древнем Вавилоне и Древней Индии. Однако, сама она была сформирована в XIII веке, а её основателями считаются богословы Фома Аквинский и Аврелий Августин.
Мнение Аврелия Августина
Этот богослов основывался на убеждении о том, что человек по сути своей греховен, и к тому же не способен это изменить. Соответственно, по мнению Аврелия Августина, людям не под силу создать порядок и государство, так что это дело рук Бога, а не людей. При этом Аврелий Августин делил людей на две категории – те, что исполняют Божью волю, и те, что живут по человеческим законам, то есть ведут обычную земную жизнь. Он противопоставляет царство приверженцев всего земного и царство Божье, рассматривая их, как врагов. Интересно, что царство Божье он отождествляет с Римской католической церковью, к которой Аврелий Августин и сам принадлежал. Государство он считал наказанием за первородный грех, и утверждал, что справедливым государством может быть только христианское.
Мнение Фомы Аквинского
Богослов разработал целую систему линии власти и взаимной подчинённости. Высшую власть, по его мнению, представляют собой Бог и его Вечный закон, а все остальные низшие законы делятся на ещё три группы: естественные, божественные и позитивные.
- Естественные законы являются отражением Вечного закона в разуме человека. Именно они побуждают людей заниматься продолжением рода, с уважением относиться к окружающим, заботиться о них и о себе и т. д. В общем, всё, что связано с обычной земной жизнью.
- Божественные законы написаны в Библии. Собственно, их характеристика предельна проста: Библия должна наставлять на путь истинный тех людей, кто забыл изложенные в ней догматы или начал в них сомневаться. Фома Аквинский был христианином, поэтому он, разумеется, рассматривал эту теорию через призму своих собственных религиозных воззрений.
- Позитивные законы направлены на достижением человеком идеалов нравственности. При этом они основаны в основном на боязни ответственности перед Богом за свои поступки, и, по мнению этого автора теологической теории происхождения государства, именно страх и боязнь божественной кары является основой религиозности и духовности, без которых невозможно существование самого государственного образования.
Мажоритарная избирательная система кратко. Признаки, достоинства и недостатки, сравнение.
20 интересных фактов об Элисте
Точки зрения и мнения. Достоинства и недостатки, плюсы и минусы.
Конечно, современная наука не рассматривает достоинства и недостатки теологической теории образования государства всерьёз. По крайней мере, в большинстве стран – в некоторых из них, например, в Саудовской Аравии и в Ватикане, эта теория до сих пор является господствующей, а иные мнения и точки зрения на этот счёт не одобряются. Но с позиции исследователей можно выделить в теологической теории следующие плюсы и минусы:
Плюсы
- Теологическая теория снижает уровень насилия, уменьшает вероятность военных конфликтов и революций.
- Она направлена на укрепление общественного порядка.
- Последователем теории может быть человек, исповедующий любую религию.
- Появление первых государств в цивилизациях Древнего мира по срокам примерно совпадает с появлением монотеистических (имеющих только одного бога) религий.
- Теологическая теория неплохо объясняет появление первых государственных образований в истории, которые были теократическими государствами, то есть управляли ими люди, олицетворяющие духовную власть.
- Опровергнуть теорию невозможно из-за отсутствия у неё научных основ.
Минусы
- Теорию нельзя назвать научной, так как существование самого Бога также не является научно доказанным.
- Доказать теорию невозможно из-за отсутствия у неё научных основ.
- Основана теологическая теория на вымысле о происхождении человека и формировании государств.