Теория трёх штилей Ломоносова по литературе с примерами. Таблица.

Теория трёх штилей Ломоносова

Знаменитая теория трёх штилей Ломоносова – это основа стилистической системы русской литературы. Штиль в данном случае – это просто старая форма слова «стиль». Интересно, что подобное учение существовало ещё у древних греков, и позднее оно использовалось и в древнеримской литературе, и в средневековой, и в новоевропейской. Михаил Ломоносов ввёл разделение на три «штиля», то есть стиля – высокий, средний и низкий.


Высокий штиль

В высоком штиле Ломоносов предлагал сочетать обычные, то есть общеупотребительные, слова со славянизмами, доставшимися русскому языку в наследство от церковно-славянского. Первоначально он представлял собой стилевое единство темы, содержания, жанра и определенных языковых средств – с окраской приподнятости, торжественности, с широким использованием славянизмов, книжной лексики, образов античной мифологии, «пышной» метафоричности.

Высокий штиль по Ломоносову
Определение «высокого штиля»

Был представлен жанрами оды, героической поэмы, трагедии. Отличался возвышенным, риторическим, торжественным тоном выражения, что достигалось помимо указанных средств сложностью построения конструкций, частым употреблением риторических вопросов, восклицаний, использованием инверсий. Все это создавало эмоциональный настрой, «к важному великолепию возвышающийся». Типичным примером высокого стиля являются оды самого Ломоносова.

Средний штиль

Сам Ломоносов называл средний стиль «посредственным». Согласно его учению, ­средний штиль образуют слова, общие для церковно-славянского и русского языков, часть отсутствующих в русском языке славянизмов, а также некоторые слова, присущие только русскому языку. Именно в этом стиле создавалось большинство литературных произведений, таких, например как исторические романы. Средним стилем также были написаны научные труды Ломоносова.

Учение о трёх штиля Ломоносова
Учение о трёх штилях Ломоносова напрямую связано с разделением слов на разряды

Неупотребительные слова и «весьма обетшалые», то есть архаичные и устаревшие, слова, по теории «»трех штилей» отсюда исключаются. В жанровом отношении средний стиль включал в себя элегию, стихотворное дружеское письмо, театральное сочинение, эклогу, сатиру, описания «достопамятных дел», описания «благородных учений». должны быть написаны театральные произведения, элегии, сатира, стихи и научные сочинения. Эти произведения должны быть написаны пристойно, но без лишнего пафоса и непонятных слов, допускаются церковнославянизмы, но с «великой осторожностью».

Низкий штиль

Три штиля Ломоносова
Наглядная инфографика теории трёх штилей Ломоносова

Низкий стиль в лексическом плане содержал общеупотребительные слова и просторечия. В данном стиле запрещалось использовать даже «презренные слова», так как, по М. В. Ломоносову, их нельзя было употреблять ни в каком стиле. Под «презренными словами» Ломоносов имел в виду грубые и нецензурные – он полагал, что они недопустимы к употреблению в литературе в целом, так как они только засоряют речь, огрубляют её и не привносят в неё ничего хорошего. Низким стилем должны быть написаны комедии, письма, басни и песни.

Таблица «Теория трёх штилей Ломоносова» с примерами

СтильЖанрыПримеры произведений
ВысокийОды, трагедии, ораторская речь, эпические поэмы,• «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносова.
• Ода «Фелица» Гавриила Державина.
СреднийДрамы, элегии, сатира, эклоги, стихотворные дружеские сочинения• Повесть «Собачье сердце» Булгакова
• Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина
НизкийБасни, комедии, прозаические дружеские сочинения, песни• Басня «Лебедь, рак и щука» Ивана Крылова
• Комедия «Ревизор» Н. В Гоголя
• Комедия «Недоросль» Фонвизина
Таблица примеров по теории трёх штилей

Значение «Теории о трёх штилях»

Известно, что эта теория Ломоносова вызвала широкую полемику о «старом и новом слоге». Конечно, этот вопрос существовал и обсуждался и до Ломоносова, например, в переписке Ивана Грозного и Курбского; Максим Грек, Никон, Аввакум обсуждали эту проблему, но именно Ломоносов определил путь преодоления уже изживавшего себя двуязычия в новую эпоху русской культуры. Учение Ломоносова о трёх стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 41

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: