Учреждение патриаршества в России. Участники, события, значение.
В 1589 году учреждение патриаршества в России поставило Русскую Православную Церковь на один уровень с Церквями Византии и других православных стран Востока, что, разумеется, сказалось на престиже Русского царства самым благоприятным образом. Проделывалось всё это в годы правления Фёдора I Иоанновича, но этот царь, являвшийся сыном покойного к тому моменту Ивана Грозного, был, как известно, кем-то вроде юродивого, и даже заслужил прозвище “блаженный”. Реальная власть была сосредоточена в руках Бориса Годунова, который впоследствии сам стал царём, хотя это уже совсем другая история.
Участники учреждения патриаршества в России
Вероятно, инициатором создания звания русского патриарха выступил Борис Годунов, которому не составило труда развить в этом направлении бурную деятельность, разумеется, от имени царя. Кандидатом был выбран митрополит Иов, который был полностью предан Годунову, своему старому покровителю – именно Годунов в своё время обеспечил Иову звание митрополита. Как показали события Смутного времени, Иов даже после смерти Бориса Годунова сохранил ему верность, за что и поплатился, будучи отправлен в изгнание самозванцем Лжедмитрием, который вместо него завёл себе другого патриарха.
Важнейшим участником учреждения патриаршества в России был Иеремия II, Вселенский (то есть Константинопольский) патриарх, который в 1588 году специально прибыл в Москву для переговоров. Это он назначил митрополита Иова русским патриархом, хотя это решение было с негативом встречено многими представителями восточных православных церквей.
При каком царе было учреждено патриаршество?
Русское патриаршество было учреждено при Фёдоре I Иоанновиче, взошедшем на престол после смерти Ивана Грозного. Современники описывали Фёдора I, как человека набожного и блаженного, созданного для монастырской кельи, а не для управления державой. Впрочем, он и сам не стремился руководить государственными делами, доверяя их своим приближённым. Наследников после себя Фёдор Иоаннович не оставил, и после его смерти династия московских Рюриковичей пресеклась окончательно.
Глава Русской Православной Церкви до учреждения патриаршества
До 1589 года главой русской церкви был митрополит, но не простой, а Митрополит Московский и всея Руси. Это особый титул, так как в разных частях страны могли быть свом митрополиты (звание митрополита соответствует званию епископа). К примеру, митрополит Киевский действовал независимо от митрополита Московского, и даже после того, как последний стал патриархом, он ему не подчинился, так что Киевская митрополия осталась в подчинении Константинополю, а не Москве. Соответственно, до учреждения патриаршества главой Русской Православной Церкви был Митрополит Московский и всея Руси, а после – Патриарх Московский и всея Руси.
Значение учреждения патриаршества в России
Нельзя не согласиться с тем, что учреждение патриаршества в России имело большое значение. Почему? Потому что появление собственного патриарха положительным образом сказалось на авторитете и престиже Русского царства, и глава Русской Православной Церкви тем самым встал на одну ступень с патриархами других стран. Примерно то же самое проделал Иван Грозный, провозгласивший себя царём, а не великим князем, так как царский титул более высок, чем княжеский. Позднее Пётр I с той же целью провозгласил себя императором, а Россию – империей, и желающих с ним поспорить не нашлось. С другой стороны, в каком-то смысле значение учреждение патриаршества в России было и негативным – Иван Грозный, как известно, всеми силами старался сосредоточить всю власть в своих руках. Однако, после учреждения русского патриаршества престиж Церкви возрос, а патриарх стал чрезвычайно влиятельной персоной, авторитет которой был сравним с авторитетом самого царя. Первый патриарх, Иов, был, был полностью лоялен Борису Годунову, но после него были и другие патриархи, некоторые из которых “тянули одеяло на себя”, то есть пытались отобрать у самодержцев часть их власти, что порой негативным образом сказывалось на государственной стабильности и вело к различным внутренним проблемам.