Философия эпохи Возрождения. Черты, идеи, направления, представители, проблемы. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

Философия Возрождения
Философия эпохи Возрождения постепенно уступило место философии Нового Времени, а затем философии эпохи Просвещения

В XV-XVI веках в Европе набрала популярность философия эпохи Возрождения, которая действительно изменила мир. В ней существовали разные направления, каждое из которых имело свои специфические черты, но именно она породила на свет идеи гуманизма, которые, пройдя сквозь века, помогли установить практические критерии истины (за них приняли сочетание истины и пользы), которые в будущем легли в основу современной науки. Наиболее ярко выраженной чертой философии Возрождения был антропоцентризм – человек идеализировался и рассматривался, как самостоятельный индивид, высшее существо в мире, полное талантов и выдающихся способностей. Одновременно с этим росли и укреплялись настроения, направленные против Церкви и её догматов, которые многими мыслителями считались устаревшими, что впоследствии привело к Реформации, расколу церкви на протестантов и католиков, а в дальнейшем и к религиозным войнам. Одновременно с этим в обществе снова возник интерес к познанию и изучению природы, начал утверждаться культ красоты человека, а искусство приобрело огромную роль в социуме. Именно Ренессанс подарил человечеству множество гениальных скульпторов, художников, писателей и других выдающихся людей.


Характерные черты и идеи философии эпохи Возрождения

Идеи философии Возрождения
Основные идеи философии эпохи Возрождения
  • Гелиоцентризм. Многие видные деятели Ренессанса упорно продолжали считать Солнце центром Вселенной, хотя некоторые из них при этом соглашались с утверждениями о бесконечности Вселенной.
  • Индивидуализм. Никогда раньше в человеческой истории отдельному человеку не уделялось столько внимания, сколько в XV-XVI веках. Человек стал творцом собственной судьбы и жизни, повелителем природы, ценным и уникальным.
  • Антропоцентризм. Это самая, пожалуй, характерная черта философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм рассматривает все проблемы и вопросы в мире через призму человеческого мировосприятия.
  • Пантеизм. Это слово переводится, как “всебожье”. Пантеизм был одной из основных идей философии Возрождения, он отождествлял Бога со всем миром сразу, представляя их одним целым.
  • Гуманизм. Он являлся частью антропоцентризма, и представлял собой упорядоченную систему взглядов, которая была направлена на признание ценности человеческой личности.
  • Секуляризация. В данном случае этот термин означает снижение роли Церкви и религиозных институтов. Секуляризация также была одной из самых ярких черт философии эпохи Возрождения.
  • Интерес к античности. Именно с него всё и началось, так что возрождение античной культуры стало одной из основных идей философии Возрождения.

10 основных представителей философии эпохи Возрождения

Представители философии Возрождения
Некоторые видные представители философии эпохи Возрождения
  • Николай Кузанский. Немец по происхождению, учёный-математик, кардинал католической Церкви.
  • Франческо Петрарка. Итальянский поэт, прославившийся на самой заре эпохи Возрождения.
  • Николай Коперник. Великий учёный и философ, о котором, наверное, и так все знают.
  • Леонардо да Винчи. Будучи самым настоящим универсальным человеком, одарённым во всём и сразу, он был одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения.
  • Франсуа Рабле. Гениальный писатель и сатирик, во многом заложивший основы современной европейской литературы.
  • Мишель Монтень. Ещё один знаменитый французский писатель.
  • Парацельс. Врач, учёный и алхимик, внедривший в медицину использование химических препаратов. Один из отцов-основателей современной науки.
  • Джордано Бруно. Представитель пантеизма, он сомневался в религиозных догмах, установленных Церковью, за что был обвинён в ереси и сожжён на костре.
  • Галилей. Гениальный учёный, сторонник гелиоцентризма. Несмотря на проблемы с Церковью, ему удалось избежать печальной участи Джордано Бруно.
  • Марсилио Фичино. Итальянский гуманист, астролог и католический священник, основатель литературно-философской Платоновской академии.

Направления философии эпохи Возрождения

Направления философии Возрождения
Основные направления философии эпохи Возрождения
  • Гуманистическое. В XIV-XV веках оно преобладало, считая человека центром внимания, венцом творения природы, могущественным и достойным существом. При этом в этом направлении философии эпохи Возрождения была ярко выражены антицерковные и антисхоластические черты. Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка.
  • Неоплатоническое. Сторонники этого направления развивали идеи древнегреческого мыслителя Платона, пытаясь познать человеческую природу и мир в целом с точки зрения идеализма. Представители: Парацельс, Николай Кузанский.
  • Натурфилософское. Представители этого направления философии эпохи Возрождения стремились развенчать некоторые установленные Церковью положения касательно мироздания, Бога и Вселенной, опираясь на научные и астрономические аргументы. Представители: Николай Коперник, Галилео Галилей.
  • Реформационное. Сторонники реформационного подхода желали пересмотреть церковные догматы, изменив взаимоотношения между Церковью и человеком. Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.
  • Политическое. Существовало это направление философии эпохи Возрождения в XV веке, а основной его задачей было изучение проблем управления государством. Самым видным его представителем был Никколо Макиавелли, политический деятель, философ и мыслитель, который был сторонником республиканских идей, а не монархических.

Антропоцентризм в философии эпохи Возрождения

Антропоцентризм философии Возрождения
Антропоцентризм философии Возрождения кратко

Именно антропоцентрические идеи стали основой борьбы со средневековой теократией. Сторонники антропоцентризма утверждали, что именно человек, как вид, является центром всех событий, происходящих во Вселенной, их центром и конечной целью. Собственно, само слово “антропоцентризм” составлено из древнегреческого слова “антропос”, то есть “человек”, и латинского “центрум”, то есть “центр”. В философии эпохи Возрождения антропоцентризм занимал лидирующую позицию, являясь её фактическим центром.

Гуманизм и пантеизм философии эпохи Возрождения

Гуманизм, или человечность – это совокупность воззрений, представляющих человеческую жизнь, как величайшую ценность, и он зародился именно в эпоху Возрождения, являясь при этом частью антропоцентризма. Пантеизм же является противоположностью антропоцентризма – его основная идея заключается в том, что бог и природа (то есть всё мироздание) едины, и человек никак не может являться центром Вселенной. В эпоху Возрождения гуманизм и пантеизм сосуществовали друг с другом, несмотря на то, что они фактически друг другу противоречат.

Проблемы философии эпохи Возрождения

  • Сущность и предназначение человека. Мыслители Ренессанса рассматривали человека с новых позиций, хотя мнения этих мыслителей могли различаться. Многие из них придерживались идей антропоцентризма и гуманизма, но хватало и сторонников пантеизма.
  • Критика средневековой схоластики. Многие просвещённые умы, в том числе и ряд великих учёных, критиковали церковные устои, утверждая, что познать истину можно лишь эмпирическим путём, то есть опираясь на эксперименты и естествознание.
  • Философские вопросы политики и права. Они охватывали самые разные аспекты, касающиеся государственного управления, личностей правителей и т. п.
  • Теоретические и методические начала естествознания. Именно эпоха Возрождения подарила миру множество гениальных учёных – математиков, астрономов, естествоиспытателей и других.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.8 / 5. Количество оценок: 22

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: