25 интересных фактов о танке Т-34

Факты о танке Т-34
Танк Т-34
  • В СССР было выпущено около 60 тысяч экземпляров танка Т-34 разных модификаций, включая его модернизированную версию Т-34-85, которая также производилась в Чехословакии и Польше по советской лицензии. В этих странах в общей сложности было произведено ещё 4665 экземпляров.
  • После Второй Мировой войны Т-34 в различных версиях поставлялся в ряд стран Европы и Азии. Для своего времени это было грозное оружие, и, несмотря на то, что по современным меркам оно давно уже устарело, эти танки до сих пор стоят на вооружении некоторых стран, в основном в Африке.
  • В то время как на немецких танках стояли бензиновые двигатели, на советскую бронетехнику ставили дизельные. Однако, из-за недостатка дизельных моторов некоторое количество Т-34 в 1941-1942 годах было оснащено именно бензиновыми двигателями. Всего их установили, по разным оценкам, на не более чем полторы тысячи машин.
  • В СССР танк Т-34 выпускали на шести различных заводах, и они были более-менее одинаковыми. Однако, у танкистов машины, выпущенные на заводе “Красное Сормово”, не пользовались особой любовью, потому что продукция этого завода славилась низким качеством сборки.
  • На момент начала Великой Отечественной войны в СССР стояло на вооружении около 24 тысяч танков, но почти все они были устаревшими, а передовых Т-34 насчитывалось чуть более тысячи. В 1941 году большая их часть была потеряна в боях или брошена из-за недостатка запчастей и горюче-смазочных материалов. Большая часть танковых войск начала состоять из “тридцатчетвёрок” примерно в 1943 году, когда заводы вышли на новую мощность, а конструкторы сделали невозможное и предельно упростили конструкцию этой модели, сохранив при этом её боевые качества.
Т-34
После модернизации башни, получившей дополнительные люки, Т-34 получил от немецких танкистов прозвище «Микки Маус», потому что в открытом состоянии его люки напоминают уши этого мультипликационного персонажа
  • Первые версии Т-34 комплектовались 76-миллиметровой пушкой Ф-34, которая  на момент создания вообще была самым мощным танковым орудием в мире. Она способна была с лёгкостью пробить броню любого немецкого танка в 1941 году, но вскоре Германия наладила выпуск новых машин, более тяжёлых и лучше защищённых.
  • Т-34 превосходили немецкие “Тигры” и “Пантеры” в маневренности, но им было трудно пробить их лобовую броню. Танкисты, как и командование, это прекрасно понимали, поэтому они разработали особенную тактику борьбы с противником. Как показало обследование подбитых в сражениях немецких танков, большая их часть была поражена попаданиями в боковые и кормовые части – советские танкисты стремились обойти тяжелобронированных противников с флангов, реализуя своё преимущество в маневренности и скорости.
  • Стоимость производства одного Т-34 в СССР колебалась от 193 до 270 тысяч рублей, и во многом благодаря этому стране удалось быстро наладить выпуск этой модели в таких количествах. Немецкие “Тигры”, например, стоили почти в 40 раз дороже, а потому их было намного меньше.
  • Танк Т-34 проектировался таким образом, чтобы большинство самых распространённых повреждений можно было устранить силами экипажа, в крайнем случае – силами ремонтной бригады. Это тоже давало советским войскам преимущество перед немецкими, так как немецкие танки для сложного ремонта обычно приходилось отправлять обратно в Германию.
  • Никакая техника не идеальна, и Т-34 не был исключением. Его недолюбливали многие механики-водители, потому что щель для наружного обзора в этом танке была узкая и неудобная. В результате многие водители ездили с открытым передним люком, чтобы иметь нормальный обзор, несмотря на то, что это было опасно.

  • Сильной стороной танка Т-34 было, конечно, его мощное орудие, но были у него и другие достоинства, например, скорость. На шоссе он развивал скорость до 55 км/ч, а на пересечённой местности – до 25 км/ч, что было отличным показателем. Ни один другой танк той эпохи с аналогичным по степени защиты бронированием не был способен на такой результат.
  • Бронелисты Т-34 по толщине уступали броне немецких танков, но пробить их было сложно, потому что эти бронелисты располагались под грамотно выверенными углами. Именно поэтому немецкие танки были тяжелее и медлительнее – немецкие конструкторы пренебрегали углами, предпочитая просто наращивать толщину бронелистов, что неизбежно сказывалось на массе машины.
  • Существовали и огнемётные модификации Т-34, которых было произведено более 1000 штук. Но они не пользовались у экипажей популярностью – ни красноармейцы, ни немцы не брали в плен членов экипажей огнемётных танков, потому что те пользовались особенной ненавистью из-за своего ужасного оружия.
  • Главный конструктор Кошкин, “папа” танка Т-34, сделал огромный вклад в историю танкостроения. Он разработал настолько удачную конструкцию, что тем самым предопределил развитие танкостроения на десятки лет вперёд, и даже в советских Т-72 и Т-80 во многом развивают заложенные ещё в Т-34 идеи. Об их качестве говорит хотя бы то, что Т-80 до сих пор стоит на вооружении в России и других странах.
  • В стране Йемен, расположенной на Аравийском полуострове, рядом с Саудовской Аравией, в 2014 году вспыхнула гражданская война, затянувшаяся на много лет. Как стало известно в 2019 году, йеменские войска до сих пор применяют в бою Т-34, которых у них имеется около тридцати штук.
Танк Т-34 на параде
Т-34 всегда участвуют в Параде Победы 9 мая
  • Разумеется, образ танка Т-34 неразрывно связан с Великой Отечественной войной. Однако, эти боевые машины принимали самое активное участие и в других конфликтах, в частности, во время Корейской войны и Шестидневной войны, когда Израиль воевал с окружающими его арабскими государствами.
  • Слабым местом этого танка была система связи. Внутренняя связь часто отказывала после одного-двух попаданий по броне, а внешняя, с соседними машинами, зачастую нормально работала только до тех пор, пока танки шли на расстоянии не более 100-150 метров друг от друга.
  • В первых версиях башни танка Т-34 люк был всего один, зато размером чуть ли не с половину крыши. Считалось, что так будет проще вытаскивать раненых, проводить ремонт и т.п., но реальное применение показало, что всем членам экипажа выбираться из подбитого танка через один-единственный люк, к тому же очень тяжёлый, крайне сложно. Вскоре башня была заменена на новую, а у каждого члена экипажа появился свой собственный люк для экстренной эвакуации.
  • К моменту нападения на СССР немцы не знали о Т-34 благодаря тому, что разрабатывалась эта модель в обстановке строгой секретности. Первые же встречи с этой грозной боевой машиной привели немецких танкистов в ужас – советское орудие с лёгкостью пробивало бронелисты любой немецкой техники образца 1941 года, а мелкокалиберные снаряды немецких орудий часто рикошетили от наклонных бронелистов “тридцатьчетвёрки”.
  • Изначально в Т-34 предполагалось установить 45-миллиметровое орудие, и в башни начали ставить вентиляторы соответствующей мощности, которые должны были отводить пороховые газы наружу. Но в итоге в серию пошло 76-миллиметровое орудие, а вот про новый вентилятор в суматохе забыли, поэтому до модернизации заряжающим приходилось ловить вылетающую горячую гильзу и выбрасывать её в открытый люк над собой. В противном случае после 3-4 выстрелов в танке становилось попросту нечем дышать.

Танк Т-34
Советская промышленность наклепала столько танков Т-34, что до сих пор огромное и количество красуется на постаментах
  • Иногда в особо суровые холода Т-34 отказывались заводиться, так как от морозов солярка густеет. Для запуска двигателя к машине прилагалась специальная печка, тоже дизельная, но от холода и она часто не запускалась. Танкисты, однако, быстро нашли выход из ситуации – они ставили печку под днище танка и разогревали её с помощью костра.
  • В башне Т-34 очень тесно, в чём легко убедиться, посетив какой-нибудь танковый музей. Это следствие того, что изначально в неё собирались ставить 45-мм пушку, в итоге заменив её на гораздо более крупную 76-мм. Потом последовала модернизация башни, но намного просторнее она не стала.
  • Стрелок-радист в составе экипажа Т-34 на марше регулярно помогал механику-водителю переключать передачи, так как тому делать это было проблематично из-за топорной работы коробки передач. Механики-водители за стокилометровый марш нередко сбивали себе руки в кровь, постоянно дёргая тракторные рычаги, которыми управлялся танк.
  • Немецкая армия тоже иногда использовала трофейные Т-34, перекрашивая их в свои цвета. Но не очень активно, так как цвет и эмблемы с расстояния разглядеть сложно, а вот характерный силуэт “тридцатьчетвёрки” узнавался безошибочно даже с большой дистанции, из-за чего трофейные танки не раз становились жертвами дружественного огня – их попросту принимали за врага.
  • Многие современные автомобилисты мечтают о мощной машине с двигателем V-6 или V-8. А на всех модификациях Т-34 устанавливался дизельный V-12 объёмом почти в 39 литров, мощностью в 500 л.с. Ремонтировать мотор полагалось каждые 50 моточасов а весил он более тонны. Интересно, что изначально этот двигатель разрабатывался для авиации.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 37

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: