50 интересных фактов о «Титанике»
- Вопреки распространённому мнению, “Титаник” не является крупнейшим пассажирским судном в истории. Он был таковым на момент постройки в 1912 году, и имел длину в 269,1 метра. Самыми большими пассажирскими лайнерами являются Harmony of the Seas и Symphony of the Seas с длиной в 362 и 361 метр соответственно, они были спущены на воду в 2016 и 2018 годах.
- “Титаник” совершил один-единственный рейс, отправившись через Атлантический океан из Великобритании в США с остановками в Ирландии и Франции.
- Девять десятых длины “Титаника” имели двойное дно, что в сочетании с разделением трюмов на отдельные отсеки переборками должно было уберечь корабль от затопления в случае повреждения. Его вообще называли непотопляемым.
- Помимо “Титаника”, было построено два почти таких же корабля, лишь незначительно уступавших ему размерами – “Олимпик” и “Британник”. “Олимпик” прослушил до 1935 года, когда его списали в утиль по причине износа, а вот “Британник”, построенный спустя два года катастрофы “Титаника”, был в 1916 году, во время Первой Мировой войны, потоплен немецкой подлодкой.
- Перед своим единственным рейсом “Титаник” получил нового капитана, Эдварда Джона Смита. Выбор пал именно на него, потому что он был самым опытным капитаном компании-судовладельца, а также имел опыт командования “Олимпиком”, систершипом “Титаника”.
- Плавание гигантского лайнера продлилось всего около четырёх с половиной суток. 12 апреля 1912 года он отбыл из Великобритании, а за считанные минуты до полуночи 16 апреля столкнулся с айсбергом, который и послужил причиной его затопления.
- Современные учёные знают, что по мере того, как нижняя часть айсберга тает и становится легче, эти плавучие ледяные горы иногда переворачиваются вверх тормашками. Нижняя их часть (которая при этом становится верхней) от долгого пребывания в воде часто становится тёмной. Весьма вероятно, что “Титаник” столкнулся именно с таким перевернувшимся айсбергом, который из-за тёмного цвета ночью был обнаружен всего за минуту до столкновения.
- Всего в первый и последний рейс на “Титанике” отправилось 2225 человек, из них 1317 пассажиров и 908 членов экипажа. Из них погибли 1496, остальные 712 были подобраны пароходом “Карпатия”, капитан которого сразу поспешил на помощь, получив сигнал бедствия. Спустя шесть лет, в 1918 году, “Карпатия” была потоплена немецкой подлодкой. На момент получения сигнала бедствия от “Титаника” корабли разделяло 93 километра, и капитан “Карпатии” Артур Рострон сделал всё возможное, чтобы добраться до места катастрофы побыстрее, по его приказу двигатели были запущены на полную мощность, невзирая на риск, благодаря чему из парохода удалось выжать скорость в 17,5 узлов вместо теоретически предельных 14. На то, чтобы добраться до места крушения, у “Карпатии” ушло 3 часа.
- Когда пароход “Карпатия” на всех парах спешил на помощь гибнущему “Титанику”, он сам невероятно рисковал. Его капитан, Артур Рострон, выжимал из двигателей всё возможное, так что они рисковали попросту взорваться. При этом Рострон шёл через те же льды, что погубили “Титаник”, он лично встал за штурвал и лавировал между плавучими льдами на полной скорости. После этих событий Рострон стал национальным героем Великобритании, так как именно его отвага и мастерство помогли спасти сотни жизней.
- Известно, что незадолго до катастрофы капитан “Титаника” получил целых 7 предупреждений об айсбергах. Несмотря на это, он продолжил идти на полной скорости даже ночью. Существует теория о том, что работодатели поставили перед ним задачу пересечь Атлантику за рекордно короткий срок.
- Именно после гибели “Титаника” рядом стран мира была создана система отслеживания всех потенциально опасных айсбергов. Она успешно функционирует, и с тех пор столь катастрофических столкновений с плавучими льдами не было.
- Паровой двигатель гигантского лайнера состоял из двух отдельных 4-цилиндровых силовых установок. Суммарная его мощность составляя 55 тысяч лошадиных сил, что позволяло развивать скорость до 23 узлов, или 42 км/ч.
- Обнаружить обломки “Титаника” удалось лишь в 1985 году. Они покоятся на глубине в 3750 метров, так что добраться до них без специальных батискафов невозможно, но со дна удалось поднять тысячи предметов.
- Стюардесса Вайолет Джессоп, работавшая на “Титанике”, пережила это крушение. Уникальность её судьбы заключается в том, что спустя четыре года она также пережила крушение его систершипа “Британник”, где она служила сестрой милосердия. Также она была на борту третьего корабля этой серии, “Олимпика”, когда он столкнулся с другим судном, но это столкновение обошлось без катастрофических последствий.
- Постройка “Титаника” длилась чуть менее трёх лет, и велась она в самом крупном в мире сухом доке, возведённом специально для конструирования кораблей этой серии.
- Собирали “Титаник” около 1500 рабочих, причём некоторые из них были совсем ещё детьми возрастом в 12-13 лет. Детский труд тогда эксплуатировался вовсю, а техника безопасности не соблюдалась, так что за всё время 8 рабочих погибли, в 246 получили травмы.
- Спуск “Титаника” на воду стал для жителей Белфаста, города, где корабль строился, стал знаковым событием для всех горожан. Понаблюдать за этим сложнейшим процессом пришли около 100 тысяч человек.
- Капитан лайнера Смит не пережил своего корабля. После столкновения с айсбергом он, сохраняя спокойствие, организовал эвакуацию и убеждал пассажиров садиться в шлюпки. Как он погиб, доподлинно неизвестно, но свидетели утверждали, что он оставался на мостике до последнего.
- Для Смита этот рейс “Титаника” должен был быть последним, после него он собирался уйти на пенсию. На момент гибели ему было 62 года, и он провёл на море почти всю жизнь.
- На весь огромный лайнер приходилось всего 20 спасательных шлюпок, чего было достаточно для размещения лишь половины пассажиров и членов экипажа, присутствовавших на борту в момент катастрофы. Именно после катастрофы “Титаника” было введено обязательное правило, согласно которому число посадочных мест в шлюпках не могло быть меньше суммарного числа людей, которых корабль способен взять на борт при полной загрузке.
- Согласно изначальному проекту, на “Титаник” предполагалось установить 48 шлюпок, чего хватило бы для всех. Однако, компания-судовладелец решила сэкономить на них, утверждая, что потопить гигантское судно невозможно.
- Почти все спасшиеся пассажиры – женщины и дети. Капитан Смит, поняв, что корабль неминуемо пойдёт на дно, приказал спасать в первую очередь именно их. Спасшихся мужчин было мало, и многих из них впоследствии в обществе подвергли травле, полагая, что они заняли место какой-то женщины или ребёнка.
- Известно, что некоторые мужчины даже пытались пробиться в шлюпки с помощью грубой силы, а некоторые другие – с помощью хитрости, переодевшись в женскую одежду.
- На борту “Титаника” вместе со своей женой находился американский миллиардер Исидор Штраус. Ему было предложено место в спасательной шлюпке, но он отказался, решив остаться на тонущем корабле. Его супруга Ида также отказалась покидать мужа, оставшись с ним, заявив, что лучше умрёт с ним, чем будет жить без него. На своё место супруги Штраус посадили свою горничную Эллен Бёрд, которая в итоге спаслась.
- Далеко не весь “Титаник” был роскошен. Пассажиры третьего класса, путешествовавшие на нижних палубах, находились в более чем спартанских условиях. В основном это были эмигранты, отправившиеся в США из Европы в поисках лучшей жизни.
- Водоизмещение “Титаника” превышало 52,3 тысячи тонн, в длину он имел 269,1 метр, в ширину достигал 28,19 метров, а его осадка (насколько он глубоко сидел в воде) составляла более 10,5 метров.
- После столкновения с айсбергом гигантский лайнер продержался на плаву 2 часа 40 минут, постепенно уходя под воду. В конце концов он разломился надвое, после чего в течение менее чем двух минут
- Даже после того, как затопление “Титаника” стало неизбежным, экипаж не прекращал работы. Пока пассажиры спасались с борта гибнущего корабля, матросы и офицеры машинного отделения делали всё возможное, чтобы поддержать работу паровых установок – им нужно было электричество для работы помп, откачивающих воду, чтобы судно сумело продержаться на плаву лишние несколько минут.
- До гибели “Титаника” считалось, что айсберги не представляют для кораблей значительной угрозы, поэтому конструкторы уделяли куда больше внимания защите от пожаров, штормов и столкновений с другими судами.
- К обломкам лайнеры было совершено несколько десятков экспедиций, которые подняли со дна более 5000 артефактов, а также 17-тонный кусок обшивки. Состояние обломков стремительно ухудшается из-за коррозии, и в скором времени они могут развалиться окончательно, всё-таки с момента катастрофы прошло более ста лет.
- Ближе всех к месту крушения находился пароход “Калифорниэн”, но он не пришёл на помощь гибнущему лайнеру. Единственный радист “Калифорниэна” в этот момент спал, потому что у него не было сменщика, а выпущенные экипажем “Титаника” сигнальные ракеты были неверно истолкованы – на “Калифорниэне” решили, что какое-то судно сигнализирует о том, что оно остановилось из-за плавучих льдов.
- Существует теория о том, что компания-судовладелец специально спланировала катастрофу, заранее поменяв “Титаник” с его близнецом “Олимпиком” местами, чтобы получить страховку. Но у этой версии нет никаких подтверждений, так что она обычно не воспринимается всерьёз.
- При постройке огромного лайнера было использовано более 3 млн заклёпок. Интересные факт: почти все эти заклёпки были изготовлены вручную, а не на станках.
- Когда корабль спускали на воду, его нужно было в прямом смысле слова стащить по сходням. Чтобы он лучше скользил, сходни были щедро смазаны жиром, которого для этой цели было использовано целых 23 тонны.
- На борту “Титаника” не было ни одного бинокля, и обнаружилось это уже после отплытия. Как оказалось, второй помощник капитана по фамилии Блэр положил их в сейф, запер его, но позднее был списан на берег, а ключ передать своему преемнику забыл. Некоторые утверждали также, что он сделал это специально, в отместку за своё увольнение, но Блэр это всегда отрицал.
- Последнее сообщение об опасных айсбергах было передано на “Титаник” с борта вышеупомянутого “Калифорниэна” за 40 минут до столкновения. Однако, радист Филиппс не дослушал его до конца, сказав “Заткнись, ты мне мешаешь, у меня связь с мысом Рейс, а ты мешаешь!”, после чего он прервал связь.
- Пассажиры, последними покинувшие тонущий корабль, утверждали, что он тонул под музыку. Корабельный оркестр до последнего продолжал играть.
- В 2012 году останки “Титаника” были объявлены объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Согласно специальному протоколу, созданные человеком предметы могут получить этот статус только после того, как им исполнится сто лет.
- В 1898 году американский писатель-фантаст Роберт Морган издал роман “Тщетность, или крушение Титана”, в котором описал гигантcкий пароход под названием “Титан”, считавшийся непотопляемым, но затонувший в Атлантике при попытке поставить рекорд скорости при пересечении океана из-за столкновения с айсбергом. После катастрофы об этом романе, многие детали которого совпали с реальностью, узнал весь мир.
- На “Титанике” не была предусмотрена система глобального оповещения, а многие члены экипажа были лишь поверхностно знакомы с протоколом действий в случае чрезвычайных ситуаций, что стало одной из причин такого большого количества жертв.
- Очевидцы утверждали, что первое время после столкновения с айсбергом капитан Смит пребывал в шоке, он не следил за исполнением своих приказов и вообще бездействовал. Потом, однако, ему удалось взять себя в руки.
- Эвакуация с “Титаника” началась лишь спустя час после столкновение. Но подготовка к ней началась раньше, спустя 25 минут после удара об плавучую ледяную глыбу – готовились шлюпки, оповещались пассажиры.
- Многие пассажиры корабля долгое время не осознавала реальность грозящей им опасности, а потому отказывались садиться в шлюпки, так что членам экипажа приходилось подолгу их уговаривать. Потом, когда крен “Титаника” стал очевидным, толпа обезумела от страха.
- Главой компании “Уайт Стар Лайн”, построившей “Титаник”, был Джозеф Исмей, и он в момент катастрофы находился на его борту. Однако, он, в отличие от большинства других мужчин, спасся на складной шлюпке. Позднее его обвинили в том, что он спасал себя, когда на корабле ещё оставались женщины и дети, а британская пресса назвала его “величайшим трусом в истории”. Он прожил ещё пятнадцать лет, до 1937 года, ведя жизнь затворника и не появляясь на людях.
- Билет первого класса на “Титаник” стоил огромных денег, в пересчёте на современные цены – около 100 тысяч долларов, так что на верхних палубах путешествовали только миллионеры.
- Последняя пассажирка “Титаника”, англичанка Дин Миллвина, умерла в 2009 году в возрасте 97 лет. Но на момент катастрофы ей было всего 2,5 месяца, так что она по понятным причинам ничего о ней не помнила.
- Кочегар Артур Джон Прист пережил крушения четырёх крупных кораблей, включая “Титаник” и “Британник”, а также нескольких более мелких. Его даже прозвали “непотопляемым кочегаром”, но под конец жизни он остался без работы – никто не хотел брать его на борт, опасаясь, что Прист приносит неудачу.
- Ещё один миллионер, Джон Джейкоб Астор, был самым богатым пассажиром “Титаника”, в 1912 году его состояние оценивалось в 85 млн долларов, и в пересчёте на современные деньги он был бы миллиардером. Когда началась эвакуация, Астор отправил жену к шлюпкам (она в итоге спаслась), а сам дисциплинированно отправился обратно ожидать своей очереди. Очевидцы утверждали, что в последние минуты он стоял на палубе и спокойно наблюдал за происходящим.
- К услугам пассажиров первого класса на “Титанике” были спортзал, турецкая баня, бассейн с подогревом, парикмахерская и куча других удобств. При этом на семьсот пассажиров третьего класса приходилось всего две маленькие ванные комнаты.
- Повар-пекарь с “Титаника” Чарльз Джуфин выжил, хотя ему и не досталось места в шлюпке. Когда лайнер разломился надвое и пошёл ко дну, Джуфин оказался в ледяной воде, в которой провёл два с лишним часа, но так и не замёрз насмерть, а позднее его подобрала “Карпатия”. Причём Джуфин был пьян – незадолго перед тем, как оказаться в воде, он выпил большое количество виски, рассчитывая на то, что этот крепкий напиток согреет его.