25 фактов об Андрее Тарковском

Факты об Андрее Тарковском
Андрей Тарковский
  • За свою жизнь Андрей Тарковский снял немало фильмов, но у большинства из них есть некая общая идея: надежды и страдания героев, которые решаются взять на себя бремя нравственной ответственности не только за себя, но и за весь мир в целом.
  • Самыми знаменитыми произведениями Тарковского являются “Сталкер”, “Солярис”, “Андрей Рублёв” и “Зеркало”. Они прославлены по всему миру, и разные источники, в том числе и зарубежные, часто включают их в списки лучших фильмов всех времён и народов.
  • Вся биография Андрея Тарковского могла бы быть совсем другой, так как он далеко не сразу заинтересовался кинематографом. Он получал художественное образование, учился рисовать, затем увлёкся востоковедением, а потом и вовсе устроился работать в научно-исследовательской экспедиции, и провёл вдали от цивилизации целый год, пройдя за это время пешком сотни километров по дикой тайге.
  • Отцом прославленного режиссёра был не менее известный поэт Арсений Тарковский. Правда, он оставил семью спустя несколько лет после рождения сына, да и слава к нему пришла лишь в последние годы жизни.
  • Задумав снять “Сталкера” по мотивам “Пикника на обочине” братьев Стругацких, Тарковский обратился к ним за написанием сценария. Они предложили ему восемь вариантов фантастического боевика один за другим, но он отверг их все, и тогда доведённые до отчаяния Стругацкий, чтобы зло подшутить над придирчивым режиссёром, написали на первый взгляд мутный и непонятный сценарий, в который главный герой был каким-то юродивым. Именно этот сценарий понравился Андрею Тарковскому, и именно по нему снят этот культовый фильм.
Андрей Тарковский на съёмках
Тарковский на съёмках «Сталкера»
  • На самом деле “Сталкера” снимали дважды. Уже после того, как съёмочные работы были закончены, плёнка была безнадёжно испорчена в недрах “Мосфильме” по не до конца ясным причинам, так что Андрей Тарковский переснял весь фильм от начала до конца, причём совершенно по-другому.
  • Множество западных режиссёров снимает свои фильмы под влиянием Андрея Тарковского. “Интерстеллар” Нолана, “Выживший” Иньярриту, тот самый, с Леонардо ди Каприо, “Антихрист” Ларса фон Триера… А американец Содерберг и вовсе рискнул сделать ремейк “Соляриса”, который получился в целом неплохим, но всё равно, конечно, не дотягивающим до оригинала.
  • Фильм Тарковского “Андрей Рублёв” считается одним из лучших в его творчестве, но в СССР он критиковался и подвергался травле из-за мрачности и жестокого обращения с животными. Режиссёр не отрицал, что в некоторых сценах лошади падали, ломая ноги – так и было задумано. Также, по некоторым сведениям, во время съёмок другой сцены была заживо сожжена корова, но этот эпизод Тарковский отрицал.
  • В Советском Союзе к творчеству режиссёра постепенно начинали относиться всё хуже и хуже, не понимая его. Когда в 1982 году ему исполнилось 50 лет, об этом не было никаких сообщений в газетах.
  • В 1984 году, находясь уже несколько лет за границей, Андрей Тарковский официально объявил о своём нежелании возвращаться в Советский Союз. С этого момента его фильмы были запрещены к показу, а само его имя запретили даже упоминать в СМИ.

  • Несмотря на то, что все упоминания о существовании Тарковского были практически вычеркнуты из советской реальности, его, в отличие от ряда других “невозвращенцев, так и не решились лишить советского гражданства.
  • Власти итальянского города Флоренция присвоили режиссёру звание почётного гражданина и подарили ему квартиру по адресу виа Сан Никколо, 91. Сейчас на этом здании можно увидеть посвящённую ему памятную табличку.
  • Всё кино Андрея Тарковского относится к разряду авторского. Этот термин означает, что все аспекты фильма, начиная от идеи и заканчивая её воплощением, контролирует один-единственный человек, а не всякие там продюсеры с киностудиями.
  • Его “Солярис” является экранизацией одноимённого романа писателя Станислава Лема. Однако, сам Лем негативно воспринял этот фильм, и они с Тарковским даже поругались из-за этого. Лем заявил, что режиссёр полностью переврал изначально заложенный им в книгу посыл.
  • Фильм “Зеркало” отчасти автобиографичен. В частности, образ отчего дома, показанный в нём, списан с того самого дома, в котором Андрей Тарковский в детстве провёл несколько лет. А некоторые события фильма основаны на реальных – их свидетелем был сам режиссёр.
Андрей Тарковский
Андрей Тарковский в молодости
  • В “Зеркале” он также снял своего отца, поэта Арсения Тарковского. Отец в этом фильме читает стихи, причём это стихотворения его собственного сочинения.
  • Во время съёмок “Соляриса” между Андреем Тарковским и Наталья Бондарчук, исполнительницей одной из главных ролей, начался бурный роман. Говорят, что из-за его нежелания бросить семью и уйти к ней она даже грозилась свести счёты с жизнью, но, к счастью, эти угрозы так и остались лишь словами.
  • Первой режиссёрской работой Тарковского стала короткометражка “Убийцы”, снятая им в 1956 году. Это была его курсовая работа, так как тогда он учился на режиссёрском отделении ВГИКа.
  • Своими любимыми режиссёрами сам Андрей Тарковский считал шведа Бергмана, мексиканца Бунюэля, японца Куросаву и итальянца Феллини. Судя по всему, именно творчество последнего оказало на советского режиссёра наибольшее влияние.
  • Разумный океан в “Солярисе” был создан в самым обыкновенном тазу. Но это лишь звучит просто – специалистам по спецэффектам пришлось немало поэкспериментировать с различными жидкостями и освещением, чтобы добиться нужного эффекта.

Андрей и Арсений Тарковские
Андрей Тарковский с отцом Арсением
  • Фильмы Андрея Тарковского никогда не были рассчитаны на массовую аудиторию. Когда их показывали в кино, часть зрителей всегда уходила до конца картины, считая всё происходящее на экране какой-то непонятной мутью, но режиссёра это не огорчало – от утверждал, что “свои” зрители у него есть.
  • Ни один из фильмов Тарковского не окупился в прокате и не стал коммерчески успешным. Наименее финансово провальным из них стал “Солярис”, который сумел окупить 90% средств, затраченных на его создание.
  • Тот эпизод в “Солярисе”, в котором герой едет по футуристичной многоэтажной автодороге, на самом деле снимался в Токио. Там эта дорога была построена к Олимпиаде 1964 года, и она, кстати, функционирует до сих пор.
  • Умер Андрей Тарковский в Париже, и ни у кого не нашлось денег на то, чтобы похоронить его нормально, поэтому его похоронили в могиле другого человека, есаула Владимира Григорьева, умершего тринадцатью годами ранее. Лишь спустя год деньги нашлись, и прах режиссёра был перенесён в отдельную могилу.
  • Андрей Тарковский за всю карьеру снял всего семь фильмов. Однако, проектов у него было втрое больше, но все они, кроме этих семи, так и остались нереализованными.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.5 / 5. Количество оценок: 33

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: