Патриархальная теория происхождения государства и права

Патриархальная теория происхождения государства и права

Появившаяся в глубокой древности патриархальная теория происхождения государства и права утверждает, что людям свойственно объединяться и стремиться к общению. Отдельные индивиды объединяются в семьи, число семей увеличивается, так что в итоге возникает государственное образование. Впрочем, у этой теории хватает и минусов, и плюсов, хотя некоторые её представители известны на весь мир.


Сущность теории

Фактически патриархальная теория происхождения государства рассматривает его, как семью, только очень сильно разросшуюся, и проводит соответствующие аналогии. Вот суть патриархальной теории кратко:

  • Людям свойственно стремиться к общению.
  • Они создают вокруг себя ячейки (семьи/группы).
  • В семье (группе) начинают распределяться роли, главенствующие и подчиненные, то есть роли отца (главы семейства) и детей.
  • Глава общества – отец (глава семьи) нему следует относиться с почтением и уважением.
  • Власть главы общества не оспаривается, как и его место.

Эта теория хорошо сочетается с абсолютной монархией, так как она наделяет верховного правителя практически неограниченными полномочиями, утверждая при этом, что власть эту оспорить нельзя.

Патриархальная теория происхождения государства и права кратко
Суть происхождения патриархальной теории происхождения государства и права

Патриархальные идеи позволяют провести изучение истории появления государств. Сначала общество – это небольшая семья, простейшая группа лиц, нашедших общие интересы. Первобытные общины, например, по структуре сначала напоминают маленькие государства, в которых все друг другу родственники, и самый сильный из них (не только по физическим показателям, но и по духу) становится лидером. Однако, лидер наделяется не только властью, но и обязанностями заботиться о тех, кто младше, слабее, старше или имеет какие-то недуги. Затем время меняется, семья разрастается, но суть остаётся прежней.

Представители

Зародилась эта теория ещё несколько тысяч лет назад – в частности, её считал верной знаменитый Аристотель, философ и наставник Александра Македонского, живший в IV веке до н. э. Другим видным представителем патриархальной теории происхождения государства и права был Конфуций, живший в Китае за сотню лет до Аристотеля и основавший философскую систему конфуцианства. Интересно, что основателем теории в западном мире обычно считается именно Аристотель, хотя Конфуций сформулировал ту же идею раньше не. Просто Конфуций не был известен европейцам, к тому же оба философа и не подозревали о существовании друг друга, а потому работали независимо.

Представители патриархальной теории происхождения государства и права
Основные представители патриархальной теории происхождения государства и права

По мнению Аристотеля, формирование государства связано с естественными процессами жизнедеятельности человека. В первую очередь это обусловлено тем, что люди, обладая даром речи, инстинктивно стремятся к общению с другими. Такое взаимодействие происходит не только с целью выражения всевозможного спектра эмоций, но также для передачи мнения об окружающей реальности: что полезно и вредно, что есть зло и добро.

Помимо того человек по сравнению с множеством иных живых существ является более политическим, общественным существом – он создан для сожития с другими. Таким образом, происходит объединение людей, сплочение их в семьи, которые в дальнейшем, расширяясь, расселяясь и объединяясь, постепенно формируют государство. Различные виды общения между семьями, по мнению философа, воплощаются в высшей форме этого общения.

Плюсы и минусы

Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.

Плюсы и минусы патриархальной теории происхождения государства и права
Некоторые плюсы и минусы патриархальной теории происхождения государства и права

Плюсы и достоинства

  • Установка объективной взаимосвязи между государственным и семейным строем.
  • Обеспечение общественной безопасности и порядка благодаря подчинению единой воле главы государства (проводя аналогии с семейными связями, его можно было бы назвать отцом, то есть главой семейства).
  • Сохранение веры народа в целостность и устойчивость мира.
  • Определение главных функций, обязанностей и роли главы государства в соответствии с нравственными нормами.

Минусы и недостатки

  • Глава государства не может быть отождествлен с главой семьи, поскольку он является основателем этого самого государства, но не народа (тогда как отец является основоположником семейного рода).
  • Власть монарха под собой имеет иную основу, чем у отца отдельной семьи и носит публичный характер. Глава государства осуществляет управление формально и опосредованно, по принципу принуждения в условиях наличия официального аппарата власти, законодательных, нормативно-правовых актов. Глава семьи является лидером неформальным и взаимодействует напрямую на основе семейных ценностей. Это противоречие – один из основных минусов патриархальной теории.
  • Монарх фактически не связан родственными узами с большей долей населения, т.е. не является непосредственной главой семьи каждого. В то же время люди народа также объективно не могут быть родственниками, несмотря на сформировавшуюся общность.
  • Формирование государства вряд ли может быть обосновано процессом расширения семьи, так как зарождение семейного и государственного института происходило практически одновременно.
  • Порой монархом назначается человек со стороны, из иного государства, которые не имеет родственных уз с народом.
  • Теория не может объяснить причины военных конфликтов, которые возникают несмотря на то, что человечество является «единой семьёй».

Различия патриархальной и патримониальной теорий

Патримониальная теория происхождения государства и права
Патримониальная теория происхождения государства

Патримониальная теория происхождения государства кардинальным образом отличается от патриархальной, несмотря на сходство названий. Она впервые появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя Карла Людвига Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин. Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем. Для Галлера идеалом была вотчинная монархия, а единственным средством против злоупотреблений монарха он считал религию. Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 19

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: