Образ и характеристика Печорина в «Герое нашего времени»

Печорин
Воплощённый на экране образ Печорина

В образе Печорина, “Героя нашего времени”, Лермонтов воплотил одновременно и человека, не нашедшего себе места в жизни, и в то же время романтического персонажа. Характеристика Печорина, являющегося офицером русской армии, неоднозначно, и каждому читателю придётся самому судить, чего он достоин больше – сочувствия или осуждения. Но само название произведения “Герой нашего времени” звучит слегка иронично, будто Лермонтов прямо говорит – какое время, такие и герои. Вот и Печорин, у которого были все возможности, перед которым были открыты все дороги, пытается найти себя хоть в чём-то, но ему всё быстро наскучивает. Он причиняет немало бед окружающим, но всё равно назвать его злодеем не поворачивается язык. Нижеприведённая информация поможет в написании работы на тему “Характеристика Печорина в “Герое нашего времени”” М. Ю. Лермонтова.


Характеристика внешности Печорина

Княжна Мери
Печорин и княжна Мери

Как и сама суть образа Печорина, внешность его довольно противоречива. Автор повествования, описывая его, упоминает, что ему было около двадцати трёх лет – именно так казалось при первой встрече, но вскоре мнение менялось, и начинало казаться, будто Печорину уже не меньше тридцати. Его жесты и походка сдержаны и ленивы, при этом он избегает активной жестикуляции, что, скорее всего, говорит о скрытности его характера. При этом создаётся впечатление, что Печорин уже стар душой, пусть и молод телом – на его лице есть едва заметные морщины, какие появляются от тяжёлых испытаний и просто с возрастом, да и глаза его не смеются, когда смеяться изволит он сам. Впрочем, внешняя сторона образа Печорина не имеет такого значения для романа “Герой нашего времени”, как его поступки и суть.

Характеристика поступков Печорина

Дуэль Печорина
Дуэль Печорина и Грушницкого

С самого начала “Героя нашего времени” становится ясно, что главному герою смертельно скучно, и именно скука является основным мотивом большинства его поступков. Ярким примером может служить история с Бэлой – Печорин подговорил её брата похитить красавицу, которая была холодна к нему, но, как только она ответила ему взаимностью, она ему сразу стала неинтересна. Печорину жаль девушку, но в этом поступке он не раскаивается. Вся эта история была для него всего лишь очередным экспериментом, результат которого был привычным: разочарование. В жизнь “честных контрабандистов” он тоже вмешался от скуки, оставив в итоге старуху с мальчишкой без денег, которые необходимы им, чтобы выжить. И с чувствами княжны Мери он игрался со скуки, признавшись ей впоследствии, что не любит её – разумеется, только тогда, когда она сама в него уже влюбилась. И явно прослеживается сходство Печорина из “Героя нашего времени” с Онегиным из “Евгения Онегина” Пушкина. Точнее, не только сходство – эти герои совсем различны, но в то же время схожи между собой.

Образ Печорина и его характер

У читателя создаётся впечатление, что главный герой романа намеренно давит в себе эмоции, стараясь руководствоваться во всех своих поступках лишь рассудком. Впрочем, Печорин и сам говорит об этом открыто, заявляя “Я давно уже живу не сердцем, а головою”. Противоречивость персонажа проявляется и тут – он может испуганно вздрогнуть от резкого звука, но не боится идти на охоту или в бой. И его не заботит то, что он промок за целый день под дождём на этой самой охоте, но при этом он боится простыть на сквозняке. О характеристике Печорина говорят его собственные слова, он запретил себе чувствовать, потому что его чувства не нашли отклика в сердцах окружающих. Его слова “Я был готов любить весь мир, но меня никто не понял, и я выучился ненавидеть” хорошо раскрывают образ Печорина, как полного пороков, но глубоко несчастного человека, лишённого цели в жизни.

Отношение Печорина к любви и к смерти

Герой Печорин
Спор Печорина с фаталистом Вуличем

Несмотря на цинизм, главный герой всё-таки не утратил способность чувствовать и любить, о чём говорят его чувства к Вере. Это единственная женщина, с которой он может быть самим собой, не чувствуя нужды притворяться. А вот все остальные женщины, с которыми его сводит судьба, для него не более, чем эксперименты, и к отношениям с ним он подходит с холодным расчётом. Что же до отношения Печорина к смерти, то он отчасти (но лишь отчасти!) фаталист – это становится понятно, когда он утверждает, что смерти человеку всё равно не миновать. При этом он, признавая неизбежность смерти, не боится в какие-то моменты действовать смело и отважно, как, например, при попытке обезвредить убийцу. Печорин действует храбро и отважно, и именно в этот момент, кажется, у него хотя бы ненадолго появляется цель в жизни – помочь людям. Это делает главного героя более человечным, чем могло бы показаться поначалу. 

Отношение к Печорину

Об образе Печорина нет единого мнения, и каждый читатель может судить о нём по-разному. Кому-то он кажется практически негодяем, кто-то жалеет его, но точно можно сказать одно – это несчастный человек. В его лице Лермонтов изобразил всё современное ему поколение, поколение людей после восстания декабристов. В характеристике Печорина полным-полно противоречий, он буквально соткан из них, он совершает хорошие и плохие поступки. Он может жаловаться не недостаток комфорта и отважно атаковать врага с саблей в руках, он кажется достаточно молодым человеком, но душа его уже постарела. На его лице видны, если присмотреться, морщины, да и глаза его не смеются, когда смеётся лицо – Печорин слишком много повидал. Его душа состарилась раньше, чем тело, и, пожалуй, его можно скорее жалеть, чем презирать. Даже всё то зло, что он причинил, вроде ситуации с княжной Мери и дуэли с Грушницким, он сделал лишь в силу своего несовершенства. Цельный образ Печорина в “Герое нашего времени” действительно отражает целое поколение, современное Лермонтову, а разве всё поколение поголовно может быть хорошим или плохим?

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.4 / 5. Количество оценок: 18

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Читайте также: